logo search
Ивойлов учебник

Глава VII. Методика спортивной тренировки

Период спортивного совершенствования обычно рассматрива­ется как неразрывный процесс, объединяющий два этапа: первый, состоящий по существу из обучения двигательным действиям, и второй — собственно тренировка. Несмотря на логическую связь и преемственность между этапами, в период тренировки, совершен­ствования высшего спортивного мастерства имеют место лишь от­дельные, частные случаи обучения деталям техники и тактики. Доминирующим направлением здесь является процесс собственно тренировки, под которым понимается совершенствование технико-тактических способностей спортсмена, его волевых и двигательных проявлений на фоне высоких по объему и интенсивности нагрузок при максимальных и предельных психофизических напряжениях организма.

При этом коренным образом меняется состав средств и мето­дов подготовки спортсменов, изменяется планирование учебного материала в годичном цикле по его периодам, этапам и микроцик­лам. Более широкое место занимают соревнования, в которых вы­сококвалифицированные спортсмены участвуют с некоторыми пе­рерывами почти круглый год.

В связи с этим, а также для более целенаправленного решения задач тренировочного процесса целесообразно дифференцирование подходить к изучению закономерностей тренировки спортсменов высшей квалификации. Знание этих закономерностей позволяет выделить специфические для тренировочного процесса методы и средства, определить рациональное планирование учебного мате­риала и соревнований.

Поэтому целесообразно отдельно рассматривать вопросы, свя­занные с тренировкой спортсменов-волейболистов высокого клас­са, учитывая особенности их технической, тактической, физической и волевой подготовки.