Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
Неправильно определенный тариф может привести к банкротству отеля, и наоборот, удачно выбранный тариф обеспечивает и нормальную загрузку, и желаемую прибыль. Обычно делают несколько расчетов тарифа, исходя из разных подходов.
Виды тарифов.
Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.
Тариф – совокупность цен, разработанных специально для определения сегмента покупателей, имеющих одинаковые ограничения (условия) и наполнение (состав).
Тариф – ценовая концепция, направленная на определенный сегмент покупателей и имеющая определенные условия.
Структура тарифного плана:
1) Базовый (max)
2) Рыночный (от 5 до 10%) скидка
3) Консорциальный (агентский)
4) Рекламный
5) Корпоративный
6) Туроператорский тариф нетто
7) Тарифы оптовиков
Тариф отличается от цены тем, что он предполагает какие-то условия применения цены, и эти условия неукоснительно соблюдаются. Например, если в отеле существует тариф выходного дня, это не означает, что снижение цены предусмотрено безоговорочно для всех гостей, которые останавливаются в отеле в субботу и воскресенье. В противном случае скидку нельзя назвать тарифом. В тарифе обязательно оговариваются условия.
Повсеместно распространена тарификация по четырем основным позициям:
-по сезонам, где выделяются, как правило, будние дни/выходные, время массовых отпусков/периоды активной выставочной деятельности, высокий и низкий сезон;
-по типу номера: стандартный и повышенной комфортности (применяют практически все предприятия);
-по источнику бизнеса - предполагаются различные цены для корпоративных и индивидуальных клиентов;
-по объему спроса - имеются в виду групповые скидки.
В каждом отеле есть как минимум два вида тарифов:
Rack Rate. Рассчитывается с учетом себестоимости (з/п персонала, стоимости обслуживания номеров и т.д.); доходов (комиссия партнерам, сезонные скидки, корпоративные скидки) и ставки налогов и сборов.
Тариф туроператорский. Формируется из расчета RR- 20% (например). В свою очередь туроператор обязуется регулярно бронировать номера в гостинице, включать в программу туров проживание в гостинице, включать информацию о гостинице в свои каталоги и на сайт.
Законодательный аспект ценообразования:
ГК РФ п.2 ст.426 - Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Изменение цен возможно только в случае, если условия предоставления услуг отличаются от условий, предусмотренных публичным договором.
Гостиницы оказывают свои услуги в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ В п. 12 данных Правил закреплены положения, что
цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливается исполнителем, то есть руководством гостиницы;
исполнитель имеет право установить почасовую либо посуточную оплату проживания;
исполнитель определяет перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере).
Данный набор услуг определяется требованиями, установленными стандартами для соответствующей категории гостиниц, и потенциалом средства размещения. При этом следует учитывать, что в п. 15 Правил установлено, что независимо от категории гостиницы «исполнитель обязан предоставить потребителю без дополнительной оплаты следующие виды услуг:
•вызов скорой помощи;
•пользование медицинской аптечкой;
•доставку в номер корреспонденции по ее получении;
•побудку к определенному времени;
•предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов».
В п.13 Правил определены моменты, которые необходимо учитывать при взимании платы за оказанные услуги: «При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается. В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке:
не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).
При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа. Исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час».
В соответствии с п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, «цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей». Т. о., при предоставлении гостиничных услуг изменение цен возможно только в случае, если условия предоставления услуг отличаются от условий, предусмотренных публичным договором.
Принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения определены в ст. 40 Налогового Кодекса РФ – при отклонении цены на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе проверять правильность применяемых цен по сделкам.
П.3 ст.40 Налогового кодекса РФ – основанием уменьшения продажной цены может служить: сезонность и иные колебания потребительского спроса; потеря товаром качества и иных потребительских свойств; истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товара; маркетинговая политика (продвижение новых продуктов, новые рынки.
«Положение о тарифах и скидках» оговаривает все скидки и возможные ситуации предоставления скидок клиентам гостиницы, в том числе ЮЛ.
Исходя из анализа положений Налогового Кодекса следует:
Скидкой признается уменьшение продажной цены (а не предоставление определенного количества товаров (услуг) «бесплатно») при соблюдении клиентом условий предоставления скидки;
Для целей налогообложения имеет значение целевое назначение предоставляемых скидок.
Скидки.
В сфере оказания услуг предоставление скидок является одним из самых действенных инструментов политики ценообразования. Гибкая система скидок, направленная на создание более выгодных, чем у конкурентов, условий, позволяет, как привлекать новых гостей, так и удерживать постоянных. Как правило, гостиницы разрабатывают специальные цены, которые предусматривают скидки по сравнению с базовыми ценами. Специальные цены фиксируются в отдельных прейскурантах и применяются обычно для следующих категорий:
• корпоративные клиенты;
• туристические фирмы;
• постоянные гости;
• гости, заселяющиеся на длительный срок, и т. п.
«Положение о тарифах и скидках» оговаривает все скидки и возможные ситуации предоставления скидок клиентам гостиницы, в том числе ЮЛ.
Понятие квоты – количество номеров, выделенных средством размещения туроператору (турагенту) на основании договора и в определенный период.
Фиксированная квота – квота с закреплением определенных номеров гостиничного фонда за конкретным туроператором (турагентом).
Овербукинг – (перебронирование, избыточное бронирование) – бронирование или продажа одного и того же места в гостинице двум или более лицам.
В гостиничном бизнесе принято делать различные скидки с тарифа, который официально объявлен в проспектах гостиницы. Наиболее распространены сл. виды скидок: скидки за проживание в несезон (до 50%); скидки гостям от компаний (корпоративные скидки); скидки турфирмам, скидки группам, скидки студентам, пенсионерам и т.д.
Некоторые отели поддерживают программы бонусных накоплений. Клиент, тратя свои деньги в гостинице, получает за это баллы, которые начисляются на специальные клубные карты. Накопленные баллы могут «превращаться» в сутки бесплатного проживания, повышение уровня забронированного номера с оплатой более низкой категории, бесплатное пользование дополнительными услугами и т.д
Существует два варианта оплаты счета гостем - наличный и безналичный. В отелях высокого класса в качестве безналичной оплаты принимаются кредитные карты. Ими могут расплачиваться как индивидуальные туристы, так и компании. В заявке на бронь указывается номер пластиковой карты, название платежной системы и срок действия карты. Разновидностью безналичного расчета также является оплата услуг гостем с помощью ваучера, дорожного чека и именного чека.
Во время проживания гостей в отеле имеют место случаи порчи или утери имущества гостиницы. По Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, потребитель в соответствии с законодательством РФ возмещает ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы, а также несет ответственность за иные нарушения. Обычно это бывает указано в Правилах гостиницы, с которыми гость должен быть ознакомлен при регистрации и расписаться в обязательности их соблюдения.
Стоимость нанесенного имуществу гостиницы ущерба оплачивается на основании акта. Акт составляется в трех экземплярах, дается на подпись гостю и передается в службу приема и размещения для последующей оплаты, Акт составляется в том подразделении, где произошла неприятность, материально ответственными лицами (не менее двух сотрудников).
При утере вещей или полной их непригодности для эксплуатации с гостя взыскивается их стоимость с учетом амортизации. Стоимость восстановительных или ремонтных работ определяется на основании прейскуранта. Клиент также вынужден будет оплачивать простой номера на период устранения дефектов.
Расходы клиента, связанные с порчей и утерей имущества, фиксируются, как правило, в разделе «Дополнительные услуги» в пункте «Прочее» компьютерной программы. Первый экземпляр акта будет вручен гостю сразу после расчета с ним. Второй экземпляр необходим соответствующей службе для списания старого и получения нового имущества. Третий служит бухгалтерии для отчетности.
Персонал гостиницы должен стараться оперативно выявлять факты порчи или утери имущества отеля. После прохождения гостем процедуры выписки из гостиницы процесс взимания оплаты с него сильно усложняется. Удается возместить потери, если гость расплатился кредитной картой. В таком случае есть возможность снятия с нее необходимой суммы денег без присутствия и подписи гостя (вместо подписи на двух копиях счетов об оплате ставится пометка S.O.F.), к ним прикладываются документы, подтверждающие правомерность операции снятия денег с карты гостя, факт проживания владельца карты в данный период времени в гостинице, акт об ущербе и фискальный чек. Одна копия направляется в бухгалтерию, вторая остается в архиве службы приема и размещения на случай, если гость вернется за чеком или попытается оспорить снятие денег.
Неоплаченные счета за ущерб, причиненный гостинице постоянными клиентами, следует сохранить и предложить оплатить в очередной приезд.
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.