logo search
Консп_Лек_ТМИВС

5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха

В формировании и внедрении в общественное сознание идей здорового образа жизни, в пропаганде и популяризации физической культуры и спорта важную роль играют массовые физкультурно-спортивные праздники, конкурсы, массовые соревнования, организуемые и проводимые в местах и зонах отдыха населения, как на обширных площадях (улицах, площадях города, парках культуры и отдыха, на пляжах и др.), так и в помещениях (клубах, бассейнах и др.) с привлечением большого числа зрителей. В зависимости от характера и направленности этих мероприятий, от их популярности к участию в празднике, соревнованиях привлекается соответствующий контингент населения.

Ежегодно многие учителя физической культуры привлекаются к работе в оздоровительных лагерях в качестве инструкторов по физической культуре и плаванию для решения задач физического воспитания, укрепления здоровья, физического развития детей, совершенствования физических качеств и навыков в естественных видах движений, особенно в плавании, развития интереса к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, содействия воспитанию морально-волевых качеств, привития гигиенических навыков.

В оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях создается педагогический совет в составе начальника лагеря, педагогов-воспитателей, заместителя по воспитательной работе, инструкторов по физической культуре и плаванию, врача, отрядных вожатых, тренера-преподавателя. Все вышеперечисленные без исключения члены педагогического совета имеют отношение к решению вопросов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Основные же обязанности в реализации этого раздела работы возлагаются на инструкторов по физической культуре и плаванию и тренеров-преподавателей по видам спорта.

Тренер-преподаватель отвечает за организацию учебно-тренировочной работы с детьми и организацию соревнований по видам спорта. Инструктор по физической культуре составляет план по физическому воспитанию, руководит работой вожатых и детей по оборудованию спортивных площадок, изготовлению простейшего спортивного инвентаря, организует и проводит различные формы физкультурно-оздоровительной работы (утреннюю гимнастику, занятия по общей физической подготовке, купания, военно-спортивные игры, занятия в секциях по видам спорта), комплектует сборные команды отрядов для участия в соревнованиях между соседними лагерями, организует и проводит туристические походы. Инструктор по плаванию проводит занятия по обучению детей плаванию, соревнования, готовит инструкторов из числа старших детей, организует работу вожатых по подготовке мест для купания, помогает проводить утреннюю зарядку и соревнования, включенные в план работы лагеря, который состоит из следующих разделов: физкультурно-оздоровительная работа, спортивная работа, туризм, пропаганда физической культуры и спорта, хозяйственная работа.

Из форм организации физкультурно-оздоровительной работы можно рекомендовать: спортивный час, товарищеские встречи по видам спорта, туристические эстафеты, физкультминутки в отряде, спартакиады, военизированные эстафеты, легкоатлетический кросс, спортивные аукционы, веселые старты, дни здоровья, день Нептуна, спортивные викторины и КВН, встречи со спортсменами, спортивные и подвижные игры, туристические походы, эстафеты, русская лапта и городки, спортивные огоньки и др.

Немалая роль в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы отводится дворцам и домам творчества. Одним из направлений их работы является работа физкультурно-спортивной и военно-спортивной направленности. Для физического воспитания учащейся молодежи желательно иметь собственную спортивную базу: спортивную площадку, каток, лыжную базу, спортивный инвентарь, нестандартное оборудование.

Физкультурно-спортивную и оздоровительную работу можно проводить и в местах отдыха, парках, организовывать соревнования между посетителями, дворовыми и уличными командами, а также между командами городских оздоровительных лагерей.

Организация массовых физкультурных занятий и соревнований среди посетителей парка имеет некоторые особенности. Группы и команды комплектуются из детей, большей часть незнакомых друг с другом и неизвестных инструктору; дети часто неправильно истолковывают правила игр и соревнований; количество посетителей в парке непостоянно. Учитывая это, нужно предварительно изучить состав посетителей (их возраст, количество в определенные дни и часы), всегда иметь наготове необходимый инвентарь и свободные площадки.

Для «разовых» посетителей парка следует проводить: открытые старты (день прыгуна, день бегуна и пр.), товарищеские встречи Посетителей с командами парка по спортивным играм, соревнования-конкурсы для отбора в команды парка, классификационные соревнования (по легкой атлетике, конькобежному спорту, Настольному теннису, шахматам и др.). Массовые соревнования Хорошо организовывать в праздничные, знаменательные дни. Командам-победительницам в отдельных видах соревнований желательно вручать небольшие призы и памятные подарки.

Одной из форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми могло бы быть восстановление ранее успешно функционирующих детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), создаваемых по территориальному принципу. Основная форма организации их работы — кружковые занятия по видам туризма (пешеходный, водный, велосипедный, горный и др.).