logo search
hristov

7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма

В конце XV — начале XVI вв. Европа переживала массу религиозных противоречий. Папский двор погряз в интригах, католические священники вели распутный образ жизни. Широко продавались индульгенции, католические службы были сложными и запутанными.

В начале XVI в. в Европе развернулась Реформация — преобразование церкви, ее догматов и обрядов. Официально началом Реформации считается 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер повесил «95 тезисов» на дверях Виттенбергской часовни (Германия). Другими идейными вдохновителями Реформации были Улърих Цвингли и позже Иоганн (Жан) Кальвин (Швейцария). Критика и, следовательно, преобразования в церкви пошли по пути отрицания или трансформации католических идей, обрядов, общественных организаций.

Протестанты, в частности Лютер, выдвинули идею «личного спасения» человека. Внешние обряды, паломничества, благотворительность, тем более индульгенции не могут дать человеку спасение. Человек может обрести его, осознав свою греховную природу, раскаявшись и уверовав в Спасителя — Иисуса Христа. Таким образом, утверждалось, что спасение дается не церковью (как в католицизме), а обретается человеком вследствие его напряженной внутренней духовной работы.

Кальвин выдвинул концепцию предопределения к спасению одних людей и проклятия других. Бог уже заранее решил, кто будет спасен, а кто проклят, и человек не в силах изменить сложившийся порядок вещей.

Концепция «личной веры» подразумевает прямое общение человека с Богом без посредников в лице духовенства. В ходе Реформации Библия была переведена на многие европейские языки. Протестантизм дал людям право самостоятельно читать и интерпретировать Библию. К слову, в католицизме не разрешалось читать Библию самостоятельно, а право интерпретации ее принадлежало духовенству. Формально это правило сохраняется и в наши дни.

Протестантизм отверг Священное Предание РКЦ. В нем нет монашества, почитания святых и их мощей, а также икон.

Протестантизм быстро набирал силу в Европе. Образовались главные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм (в первую очередь Германия и Швейцария соответственно), англиканская церковь. Все последующие протестантские организации, движения возникли в той или иной степени на основе вышеназванных трех.

Лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь имеют как общие черты, так и различия. В протестантизме полной ревизии подверглись таинства, были отменены священство, соборование, исповедь священнику. Протестантизм утверждает, что человек на исповеди попадает в зависимость от священника. Каждый христианин может исповедываться любому другому, и в этом смысле все верующие являются «священниками». Лютер утверждал, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере».

Видоизменились обряды, убранство храмов. В лютеранстве сохранились остатки литургии, в храмах — алтарь, свечи, распятие, органная музыка и хоровое пение. В кальвинизме ничего этого нет. В англиканской церкви проводятся пышные религиозные церемонии.

В протестантизме на первое место выходит проповедь. Проповедь Евангелия считается мерой, направленной на укрепление веры людей. Лозунгом протестантского движения стали слова: «Sola fide, solascripta» («Только верой, только через Писание»). Пастором Церкви может стать любой прихожанин, хорошо знающий Библию и умеющий проповедовать. Пастора избирает и может переизбирать местная община верующих. (Для сравнения — в католицизме священником становятся пожизненно.)

В протестантизме отсутствуют монашеские обеты. Считается, что сакральной может быть любая деятельность человека, а не только Церковно-монастырская. Как говорил Лютер, «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга — любому, кто телесно и душевно в тебе нуждается; и это есть богослужение».

В протестантизме фактически одобряется профессиональная деятельность человека. Труд считается богоугодным делом. Знаменитый социолог М. Вебер подробно описал, как протестантская этика (особенно в кальвинизме) породила дух капитализма.

Ж. Кальвин проповедовал строгий, скромный образ жизни с отказом от многих благ. В Женеве, где обосновались кальвинисты, были закрыты увеселительные заведения и усилен надзор за людьми. Образ жизни кальвиниста в Англии стал называться пуританством (от англ, риге — чистый).

Секта баптистов возникла в начале XVII в. в среде английских пуритан. Это название происходит от греческого слова, означающего «погружать», «крестить в воде». По мнению баптистов, водное крещение полагается совершать во взрослом возрасте, что свидетельствует о сознательном обретении человеком веры и его духовном возрождении. Перед принятием крещения, а следовательно, и вступлением в общину человек должен пройти определенную подготовку и испытательный срок. В это время он знакомится со Священным Писанием — Библией. Баптисты занимаются активной миссионерской деятельностью по всему миру. В 1905 г. появился Всемирный союз баптистов, в который входит Союз евангельских христиан-баптистов (Россия).

В XIX в. из баптизма выделился адвентизм (от англ, adventпришествие). Его основателем считается У. Миллер. Эта секта интересна своей эсхатологией — учением о конце и смысле существования всего сущего. Интересно, что для адвентистов душа человека небессмертна. В адвентизме есть несколько течений. Пожалуй, самое известное из них — адвентизм седьмого дня (основательница — американка Е.Уайт).

У адвентистов седьмого дня праздничным днем считается не воскресенье, а суббота, когда нельзя работать, а также готовить пищу. Они утверждают, что тело человека есть храм Святого Духа, поэтому запрещается пить чай, кофе, спиртное, курить, а также употреблять некоторые виды пищи.

В США возникла секта пятидесятников. Пятидесятники утверждают, что каждый христианин, как в свое время апостолы, может получить дары Святого Духа: исцелять больных, пророчествовать, говорить на многих языках.

В Голландии в XVI в. возникла секта меннонитов, которых также называют «мирными анабаптистами». Для них характерны проповеди смирения, мира и любви, отказ от насилия, войн, и следовательно, воинской повинности и применения оружия.

В XIX в. в Великобритании появилась протестантская религиозно-социальная организация Армия спасения. Армия спасения имеет строгую вертикаль власти, управляется генералами и офицерами. Солдаты организации клянутся служить Богу и людям, проповедуют отказ от алкоголя, сигарет, наркотиков. Они занимаются проповедью Евангелия и социальной работой.

Еще с середины XIX в. протестантизм стал проникать в Россию. Первоначально протестанты преследовались властями. Лишь в 1905 г. связи с выходом указа о веротерпимости и Манифеста о даровании гражданских свобод протестантские церкви смогли вести легальную деятельность в России.

В 1944—1963 гг. в СССР оформилось Объединение церквей евангельского вероисповедания, в состав которого вошли «евангельские христиане» (баптисты), пятидесятники, христиане в духе апостолов, меннониты.

Что касается адвентистов седьмого дня, то их численность в современной России — свыше 30 тыс. человек. Они имеют 450 молитвенных домов. Церковь ведет духовно-просветительскую деятельность, а также заботится о больных, престарелых. В России свою деятельность осуществляет и Армия спасения. Ее социальная работа заключается в помощи больным, престарелым, бездомным и беженцам, открытии бесплатных столовых.

В современной России насчитывается более 1 млн протестантов. Протестантизм укрепляет свои позиции, в том числе благодаря поддержке из-за рубежа. Кроме того, российские протестанты весьма настойчиво и упорно проповедуют свои взгляды и образ жизни. Высказываются опасения, что Россия может потерять свою национальную самобытность из-за экспансии западной культуры, выражающейся не только в показах фильмов и рекламных роликов, но и в деятельности протестантских миссионерских организаций.