Пфк в свободное время специалиста
К видам производственной физической культуры во внерабочее время относятся: оздоровительно-восстановительные процедуры и реабилитация после работы, оздоровительно-профилактическая гимнастика, физкультурно-спортивные занятия и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Оздоровительно-восстановительные процедуры и реабилитация после работы. Они могут проводиться непосредственно в цехе, в специально оборудованных на предприятиях восстановительных центрах, комнатах психологической разгрузки, на спортивных сооружениях, находящихся на территории предприятия.
Исследования показывают, что основная масса рабочих и служащих (примерно 55%) к концу трудового дня ощущают среднюю степень утомления, 25% работающих устают сильно, а 20% усталости не ощущают или испытывают легкое утомление. Следовательно, около 80% трудящихся нуждаются в послерабочем восстановлении сил.
Активные физические упражнения после окончания трудовой деятельности являются наиболее важным средством в оздоровительно-восстановительных процедурах. Наиболее часто для восстановления используются гимнастические упражнения на расслабление и растягивание мышц, дыхательные упражнения, гидровосстановление (купание и плавание, души различного назначения, бани), гидромассаж, массаж и самомассаж.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика. В настоящее время насчитывается значительное количество факторов, способных вызвать профессиональные заболевания. К их числу следует отнести в первую очередь следующие: гиподинамия, монотонность труда, высокое нервно-эмоциональное напряжение, неравномерная загруженность мышц во время работы, однообразная рабочая поза, большие физические нагрузки, вибрация, давление, влажность, загрязненность воздуха, повышенная температура.
Основным средством профилактики возникновения профессиональных заболеваний является профилактическая гимнастика. Она включает от 10 до 20 упражнений различного характера, направленных на ликвидацию неблагоприятных отклонений в организме человека, возникающих в связи с особенностями трудовой деятельности. Длительность выполнения комплекса упражнений составляет 10–25 мин, поэтому профилактическая гимнастика проводится в основном во внерабочее время и может выполняться самостоятельно в домашних условиях.
Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха. Занятия проводятся с целью активного отдыха, общего оздоровления, повышения функциональных возможностей организма. Предприятия или учреждения могут организовывать для своих сотрудников физкультурно-спортивные занятия в следующих формах:
● группы здоровья;
● группы общей физической подготовки;
● спортивные секции по видам спорта;
● самостоятельные занятия.
Группы здоровья, общей физической подготовки и спортивные секции создаются при коллективах физической культуры предприятий, учреждений, организаций; при жэках, во дворцах культуры и т. д. Желающие заниматься проходят медицинское обследование по месту жительства или работы. Группы комплектуются с учетом состояния здоровья, возраста, пола и уровня физической подготовленности занимающихся.
Занятия в группах здоровья имеют целью укрепление защитных свойств организма для уменьшения неблагоприятных воздействий внешних факторов и условий производства, повышение уровня общей подготовленности, противодействие появлению преждевременных признаков старения. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю по 2 ч.
Спортивные секции организуются для людей молодого и среднего возраста. Для занимающихся молодого возраста (до 28–30 лет) ставится задача достижения высоких спортивных результатов, в более зрелом возрасте занятия направлены на сохранение достигнутого уровня спортивной и общей физической подготовленности. На каждом предприятии, в учреждении или организации рекомендуется организовывать спортивные секции по профилированным видам спорта, с учетом особенностей конкретной производственной деятельности.
Самостоятельные занятия человек использует, когда условия жизни не позволяют ему заниматься в организованных группах и коллективах. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики (зарядки) в течение 20–30 мин и более, желательно на свежем воздухе.
Данные некоторых авторов показывают, что у лиц, регулярно выполнявших утреннюю гимнастику, период включения в трудовую деятельность короче, чем у тех, кто ее не выполнял (15 и 45 мин соответственно).
Упражнения в течение рабочего дня могут выполняться до работы, после нее или в перерывах. Во многих учреждениях в обеденный перерыв сотрудники играют в настольный теннис или другие игры. Такая форма занятий позволяет снять психофизическое напряжение и является гимнастикой для мышц глаза.
Занятия в виде специально подобранного комплекса упражнений или прогулки на свежем воздухе имеют профилактическую направленность. С их помощью снимаются неблагоприятные последствия малоподвижного, монотонного, тяжелого физического труда.
Дополнительной физической нагрузкой для тех работников, чей труд малоподвижен, может явиться пешее передвижение по пути на работу и обратно, т. е. попутная тренировка. Как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3–5 чел. и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Наиболее распространенные формы самостоятельных занятий – ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая и атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристические походы, спортивное ориентирование, занятия на тренажерах.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Она играет активную роль в поддержании высокой работоспособности и создании условий для достижения и длительного сохранения определенного уровня профессионального мастерства благодаря воспитанию у занимающегося профессионально важных физических и психических качеств. Специально подобранные комплексы физических упражнений и условия, в которых они выполняются, положительно влияют на эффективность подготовки человека к конкретной трудовой деятельности и существенно повышают ее результативность (подробно о содержании профессионально-прикладной подготовки говорилось в предыдущей главе).
Следует отметить, что все виды производственной физической культуры при их относительной самостоятельности тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины