logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Формы занятий по ппфп студентов

Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по дисциплине «Физическая культура», которая учитывает особенности будущей профессии студентов каждого факультета и ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кую базу конкретного вуза. Профессионально-прик­лад­ная физическая подготовка в ву­зах осуществляется во время учебных и вне­учеб­ных занятий. Учебные занятия могут быть теоретическими и прак­ти­чес­ки­ми.

Основой практического раздела программы по физической культуре является общая физическая подготовка. ППФП строится на основе и в единстве с ОФП. Соотношение общей и про­фес­сио­наль­но-прик­лад­ной физической подготовки может быть разным, в за­ви­си­мос­ти от избранной профессии. Студенты гуманитарных факультетов могут приобрести психофизические качества, необходимые для будущей профессии, занимаясь только ОФП. Студенты инженерных вузов не могут ограничиться ОФП в своей профессиональной подготовке, так как их будущая профессия связана с дви­жу­щи­ми­ся механизмами, с бо­лее сложными условиями труда. Поэтому им требуется специальная и объем­ная профессионально-прик­лад­ная физическая подготовка. В не­ко­то­рых вузах (горно-ге­оло­ги­чес­ких, юридических, военных и др.) необходим самостоятельный дополнительный курс ППФП сверх отведенных на дисциплину «Физическая культура» учебных часов.

Во время занятий студенты получают необходимые прикладные знания, которые обеспечивают сознательное использование средств физической культуры и спор­та для подготовки к про­фес­сио­наль­ной деятельности.

В нас­то­ящее время все более широкое применение находят учебные занятия ППФП под руководством преподавателей в пе­ри­од прохождения учебной и про­из­водствен­ной практики. Студенты горно-ге­оло­ги­чес­ких академий и инсти­ту­тов, авиационных и же­­лез­но­до­рож­ных институтов, учащиеся военных училищ, работая в по­ле­вых и экс­пе­ди­ци­он­ных условиях, попадают в обста­нов­ку, приближенную к про­из­водствен­ной, что дает возможность совершенствовать необходимые прикладные психофизические качества. Полученные знания, умения и на­вы­ки по нетрадиционным методикам (аутотренинг, релаксация, психофизическая гимнастика) дают возможность практически применять их при проведении рекреационных занятий, направленных на восстановление психофизических функций, с целью поддержания работоспособности организма на высоком уровне. При прохождении производственной и тех­но­ло­ги­чес­кой практики студенты, самостоятельно организуя активный отдых производственного коллектива, приобретают навыки будущего руководителя. Студенты педагогических вузов во время педагогической практики в шко­лах и лет­них оздоровительных лагерях приобретают опыт по организации и про­ве­де­нию спортивно-оз­до­ро­ви­тель­ных мероприятий с целью сохранения здоровья учащихся.

Одной из форм организации занятий по ППФП во внеучебное время являются спортивно-прик­лад­ные соревнования. Высокая действенность этой формы связана с мак­си­маль­ной психофизической нагрузкой, проверкой прикладных умений и на­вы­ков в экстре­маль­ной, соревновательной ситуации. Предмет соревнований могут составлять действия, характерные для того или иного вида трудовой деятельности, например, пожарно-прик­лад­ной спорт, различные виды многоборья, альпинизм, спортивное ориентирование, конный спорт, гребля.

Студенты, имеющие недостаточную психофизическую подготовленность, в сво­бод­ное время могут посещать секционные занятия в ву­зе по прикладным видам спорта, занимаясь под руководством тренера-пре­по­да­ва­те­ля.

В ву­зах также практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания по ППФП. Задания подбираются индивидуально для каждого студента с уче­том его физической подготовленности и сос­то­яния здоровья.

ППФП на самодеятельных занятиях студентов имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта в спор­тив­ных группах вне вуза (туристические клубы, школы альпинизма и кон­но­го спорта и т. д.), в оз­до­ро­ви­тель­но-спор­тив­ных лагерях, самостоятельно в ре­жи­ме рабочего дня и в сво­бод­ное время на учебных и про­из­водствен­ных практиках, в ка­ни­ку­ляр­ное время.