logo search
hristov

Школы буддизма

С X в. н. э. буддизм стал постепенно сходить на нет в Индии, но к этому времени он уже получил распространение в других странах. В Китай буддизм пришел в I в. н.э. и переживал там расцвет в VI—IX вв. В IV в. буддизм проник из Китая в Корею, а в VI в. — в Японию. Влияние буддизма распространялось также и на запад, в том числе благодаря развитию торговли (Великий шелковый путь). Подтверждением этому служат буддийские памятники, существовавшие на территории современного Афганистана. В Юго-Восточной Азии начало распространению буддизма положили сингальские монахи. Учение пришло в Бирму в V—VI вв., в XI —XIII вв. — в Таиланд, в XIII —XIV вв. — в Камбоджу и в XIV в. — в Лаос. Буддизм был силен в Индонезии, но оттуда его вытеснил ислам. Буддизм пережил ряд трагических страниц в своей истории. В XII в. мусульманские завоеватели уничтожили буддийские центры в Индии. Буддизм появился в Тибете в VIII—IX вв. Ламы Тибета принадлежат четырем основным монашеским школам. Лама (тиб.: тот, выше которого нет) — учитель, способный передать ученику эзотерические знания. Эти четыре ордена: Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья. К ордену Гелуг относится Далай-лама, являющийся духовным лидером Тибета. Орден Ньингма — самый древний. Основателем этого ордена, а также всего тантрического буддизма является легендарный Гуру Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). Гелуг — самый многочисленный орден тибетского буддизма.

Тибетский канон составляют Канджур и Танджур (их также пишут в русскоязычной литературе как Ганджур и Данджур). Кан-джур — Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата. Танджур — толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах. Всего в этих собраниях не менее 4566 текстов.

В Японии получили распространение девять основных школ буддизма, большинство которых являются производными аналогичных школ Китая. Среди них — амидаизм, нитирен и дзэн. Амидаизм связан с культом одного из ведущих бодхисаттв махаяны Амитабхи (Амиды) — будды бесконечного света. Культ Амитабхи не получил распространение в Индии. Он был популярен в Китае, но настоящего расцвета достиг в Японии. Амидаизм утверждает, что спасения достигнуть можно, родившись в Чистой земле Будды Амитабхи. Молитвы Будде Амиде могут позволить человеку, освободившемуся от колеса перерождений, а следовательно, и страданий, воплотиться в Чистой земле и ожидать, когда он сможет стать Буддой. Один из основателей школы Чистой земли Хонэн (1133—1212) утверждал, что спасение в этой жизни невозможно, но многократное повторение мантры Наму Амида Буцу (Поклонение Будде Амиде) поможет молящемуся добиться желаемых результатов. Школа Дзёдо Син Сю («Истинная школа Чистой земли») в наши дни насчитывает около 15 млн последователей в Японии.

Школа Нитирен названа по имени японского монаха XIII в Нитирена. Он утверждал, что поклонение бодхисаттве Амиде вытеснило культ Будды Шакьямуни. Школа Нитирен считает высшим источником божественной мудрости произведение, по-санскритски называемое Саддхарма Пундарика сутра, что означает «Сутра лотоса истинного закона», или «Сутра о лотосе благостного закона». Простое многократное повторение мантры Наму мёхо рэн гэ кё (что означает по-японски «Поклонение Лотосовой Сутре») может привести практикующего к Просветлению.

Школа Нитирен имеет 7 млн последователей. В ее составе появилось движение Сока-Гаккай, исповедующее националистические взгляды и играющее заметную роль в политической жизни Японии.

Важное значение среди школ и направлений буддизма занимает дзэн-буддизм. Слово «дзэн» является транскрипцией китайского слова «чань» и санскритского «дхъяна», что означает «медитация».

Индийский монах Бодхидхарма, родоначальник чань-буддизма в Китае, говорил, что «дзэн — это непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты». Любые слова, концептуальные построения передают информацию в искаженном виде, поскольку противопоставляют одно другому. Целью дзэн является сатори — спонтанное постижение истинной природы всех вещей — Просветление. Сильная работа интеллекта лишь помешает обретению состояния сатори.

В Китае было 6 патриархов чань. Первым был Бодхидхарма, шестым — Хуэй-нен. После него возникли несколько течений дзэн. Наиболее распространены из них два — риндзай и сото-дзэн. Рин-дзай практикует медитацию на коаны — парадоксальные для интеллекта ученика утверждения или вопросы учителя. Известным коаном является следующий вопрос: когда человек хлопает в ладоши, какой звук производит одна ладонь? Попробуйте найти ответ на этот вопрос сами. Или еще один коан. Китайского мастера дзэн спросили, обладает ли собака природой Будды? Ответ был «у». Риндзай также практикует мондо — беседы учителя и ученика. Сото-дзэн делает упор на сидячую медитацию (дза-дзэн), что уходит корнями во времена Будды. Практикующие медитируют, сидя лицом к голой стене, практикуются наблюдение за дыханием и медитативные прогулки.

В XVI—XX вв. Шри-Ланка и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии были колониальными владениями Португалии, Нидерландов, Франции, Англии. Буддизм притеснялся. В XVI в. португальцы разрушили большинство буддийских храмов Шри-Ланки. Национально-освободительное движение в этих странах и полученная независимость привели к возрождению буддизма. В XX в.

Мао Цзедун в Китае и «красные кхмеры» в Камбодже осуществляли сильные гонения на буддизм. Во время оккупации Тибета Китаем в середине XX в. все монастыри были закрыты или разрушены. Большинство тибетских лам и монахов покинули Тибет. Индия предоставила политическое убежище главе буддистов Тибета Далай-ламе XIV.