Школы буддизма
С X в. н. э. буддизм стал постепенно сходить на нет в Индии, но к этому времени он уже получил распространение в других странах. В Китай буддизм пришел в I в. н.э. и переживал там расцвет в VI—IX вв. В IV в. буддизм проник из Китая в Корею, а в VI в. — в Японию. Влияние буддизма распространялось также и на запад, в том числе благодаря развитию торговли (Великий шелковый путь). Подтверждением этому служат буддийские памятники, существовавшие на территории современного Афганистана. В Юго-Восточной Азии начало распространению буддизма положили сингальские монахи. Учение пришло в Бирму в V—VI вв., в XI —XIII вв. — в Таиланд, в XIII —XIV вв. — в Камбоджу и в XIV в. — в Лаос. Буддизм был силен в Индонезии, но оттуда его вытеснил ислам. Буддизм пережил ряд трагических страниц в своей истории. В XII в. мусульманские завоеватели уничтожили буддийские центры в Индии. Буддизм появился в Тибете в VIII—IX вв. Ламы Тибета принадлежат четырем основным монашеским школам. Лама (тиб.: тот, выше которого нет) — учитель, способный передать ученику эзотерические знания. Эти четыре ордена: Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья. К ордену Гелуг относится Далай-лама, являющийся духовным лидером Тибета. Орден Ньингма — самый древний. Основателем этого ордена, а также всего тантрического буддизма является легендарный Гуру Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). Гелуг — самый многочисленный орден тибетского буддизма.
Тибетский канон составляют Канджур и Танджур (их также пишут в русскоязычной литературе как Ганджур и Данджур). Кан-джур — Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата. Танджур — толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах. Всего в этих собраниях не менее 4566 текстов.
В Японии получили распространение девять основных школ буддизма, большинство которых являются производными аналогичных школ Китая. Среди них — амидаизм, нитирен и дзэн. Амидаизм связан с культом одного из ведущих бодхисаттв махаяны Амитабхи (Амиды) — будды бесконечного света. Культ Амитабхи не получил распространение в Индии. Он был популярен в Китае, но настоящего расцвета достиг в Японии. Амидаизм утверждает, что спасения достигнуть можно, родившись в Чистой земле Будды Амитабхи. Молитвы Будде Амиде могут позволить человеку, освободившемуся от колеса перерождений, а следовательно, и страданий, воплотиться в Чистой земле и ожидать, когда он сможет стать Буддой. Один из основателей школы Чистой земли Хонэн (1133—1212) утверждал, что спасение в этой жизни невозможно, но многократное повторение мантры Наму Амида Буцу (Поклонение Будде Амиде) поможет молящемуся добиться желаемых результатов. Школа Дзёдо Син Сю («Истинная школа Чистой земли») в наши дни насчитывает около 15 млн последователей в Японии.
Школа Нитирен названа по имени японского монаха XIII в Нитирена. Он утверждал, что поклонение бодхисаттве Амиде вытеснило культ Будды Шакьямуни. Школа Нитирен считает высшим источником божественной мудрости произведение, по-санскритски называемое Саддхарма Пундарика сутра, что означает «Сутра лотоса истинного закона», или «Сутра о лотосе благостного закона». Простое многократное повторение мантры Наму мёхо рэн гэ кё (что означает по-японски «Поклонение Лотосовой Сутре») может привести практикующего к Просветлению.
Школа Нитирен имеет 7 млн последователей. В ее составе появилось движение Сока-Гаккай, исповедующее националистические взгляды и играющее заметную роль в политической жизни Японии.
Важное значение среди школ и направлений буддизма занимает дзэн-буддизм. Слово «дзэн» является транскрипцией китайского слова «чань» и санскритского «дхъяна», что означает «медитация».
Индийский монах Бодхидхарма, родоначальник чань-буддизма в Китае, говорил, что «дзэн — это непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты». Любые слова, концептуальные построения передают информацию в искаженном виде, поскольку противопоставляют одно другому. Целью дзэн является сатори — спонтанное постижение истинной природы всех вещей — Просветление. Сильная работа интеллекта лишь помешает обретению состояния сатори.
В Китае было 6 патриархов чань. Первым был Бодхидхарма, шестым — Хуэй-нен. После него возникли несколько течений дзэн. Наиболее распространены из них два — риндзай и сото-дзэн. Рин-дзай практикует медитацию на коаны — парадоксальные для интеллекта ученика утверждения или вопросы учителя. Известным коаном является следующий вопрос: когда человек хлопает в ладоши, какой звук производит одна ладонь? Попробуйте найти ответ на этот вопрос сами. Или еще один коан. Китайского мастера дзэн спросили, обладает ли собака природой Будды? Ответ был «у». Риндзай также практикует мондо — беседы учителя и ученика. Сото-дзэн делает упор на сидячую медитацию (дза-дзэн), что уходит корнями во времена Будды. Практикующие медитируют, сидя лицом к голой стене, практикуются наблюдение за дыханием и медитативные прогулки.
В XVI—XX вв. Шри-Ланка и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии были колониальными владениями Португалии, Нидерландов, Франции, Англии. Буддизм притеснялся. В XVI в. португальцы разрушили большинство буддийских храмов Шри-Ланки. Национально-освободительное движение в этих странах и полученная независимость привели к возрождению буддизма. В XX в.
Мао Цзедун в Китае и «красные кхмеры» в Камбодже осуществляли сильные гонения на буддизм. Во время оккупации Тибета Китаем в середине XX в. все монастыри были закрыты или разрушены. Большинство тибетских лам и монахов покинули Тибет. Индия предоставила политическое убежище главе буддистов Тибета Далай-ламе XIV.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век