logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Сам процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивных тренировок предполагает воспитание не только определенных умений и на­вы­ков, физических качеств, но и пси­хи­чес­ких качеств, черт и свойств личности человека.

В про­цес­се физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и осо­бен­но игровых моментов. Сознательное постоянное преодоление трудностей, связанных с ре­гу­ляр­ны­ми занятиями физической культурой и спор­том (например, борьба с на­рас­та­ющим утомлением, ощущениями боли, страха), воспитывает волю, уверенность в се­бе, способность комфортно чувствовать себя в кол­лек­ти­ве.

Происходящее в хо­де физического воспитания формирование нравственных, волевых и пси­хи­чес­ких качеств, которые становятся постоянными чертами личности, позволяет занимающимся проявлять их в учеб­ной, трудовой, общественной и дру­гих видах деятельности, а так­же в бы­ту и семье. К та­ким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, стремление рационально организовывать распорядок дня и свою деятельность, смелость и ре­ши­тель­ность, целеустремленность, настойчивость в дос­ти­же­нии цели, выдержка и са­мо­об­ла­да­ние.

Особое значение имеет формирование психофизической устойчивости к раз­лич­ным условиям внешней среды. У за­ни­ма­юще­го­ся человека оно проявляется в сле­ду­ющих признаках:

● спо­соб­нос­ти проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и пе­рек­лю­че­ние в ус­ло­ви­ях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмо­цио­наль­но­го напряжения, стресса;

● ис­поль­зо­ва­нии физической культуры для оптимизации работоспособности и про­фи­лак­ти­ки нервно-эмо­цио­наль­но­го и пси­хо­фи­зи­чес­ко­го утомления;

● по­вы­ше­нии эффективности своей учебной деятельности и в даль­ней­шем – профессионального труда.

Естественно, что различные физические упражнения и ви­ды спорта в раз­ной степени воспитывают и фор­ми­ру­ют психические качества занимающихся.

Таким образом, было бы неправильным сводить результаты использования физической культуры и спор­та только к по­вы­ше­нию уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в про­цес­се ее ненавязчиво, естественно происходит воспитание и са­мо­вос­пи­та­ние целого ряда необходимых человеку в жиз­ни психических качеств, черт и свойств личности.