Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
Курортное дело - это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Курорты (нем. Kurort, буквально — лечебное место), местности, обладающие природными лечебными средствами (минеральные воды, лечебные грязи, благоприятный климат, морские купания и др.) и необходимыми условиями для их применения с лечбнопрофилактическими целями.
Основной вид лечебного учреждения на территории курорта — санаторий. Целебные силы природы — вода, грязи, воздух, свет — известны с древнейших времён и особенно использовались в Древнней Греции и Риме.
В России курортное дело возникло в начале 18 в. Первый курорт был создан на железистых Марциальных Минеральных Водах под Петрозаводском по приказу Петра I. В 19 в. были основаны Курорты на Северном Кавказе. Из многочисленных лечебных местностей в казённом управлении состояло шесть: Кавказские, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Коммернские (Латвия), Буские (Польша) минеральные воды. Другие находились в ведении городов, земств и частных лиц. Курорты Гагра, например, был сдан в аренду принцу Ольденбургскому; Курорты Крыма и Кавказа — Ливадия, Мисхор, Алупка, Суук-Су, Гурзуф, Боржоми, Абастумани — принадлежали членам царской фамилии и аристократии. До Великой Октябрьской революции в России насчитывалось несколько десятков Курорты с 60 санаториями на 3000 мест (1914). Курорты были недоступны трудящимся. В 1919 В. И. Лениным был подписан декрет о передаче в собственность республики для использования в лечебных целях всех Курорты и лечебных местностей. Были определены пути и перспективы дальнейшего развития Курорты На территории СССР экспедициями научно-исследовательских институтов курортологии разведано свыше 4 тыс. минеральных источников, 700 месторождений лечебных грязей и 450 климатических районов. На 1 января 1973 было около 400 Курорты, 2,2 тыс. санаториев на 440 тыс. мест, 1158 домов отдыха и пансионатов на 308 тыс. мест. В них лечилось и отдыхало свыше 19 млн. человек.
Основой классификации курортов служит их ведущий природный лечебный фактор. В соответствии с этим курорты делят на бальнеологические, грязевые и климатические; если Курорты располагают несколькими курортными факторами, они считаются климато-бальнеологическими, бальнео-грязевыми, климато-грязевыми, климато-бальнео-грязевыми.
Близко расположенные курорты, курортные посёлки и лечебные местности объединяются под названием курортных районов или групп курортов: Апшеронская группа курортов, Батумский курортный район, Боржоми-Бакурианская группа Курорты, Кавказские Минеральные Воды, курорты Крыма, Ленинградский курортный район, Одесский курортный район, Рижское взморье (Юрмала), Сочи, Тбилисская группа курортов, Черноморское побережье Кавказа и др.
Основным лечебным фактором бальнеологического курорта является вода минеральных источников с углекислыми водами — Кисловодск, Арзни, Аршан, Боржоми, Дарасун и др., с сульфидными (сероводородными) водами — Арчман, Горячий Ключ, Ейск, Кемери, Ключи, Любен-Великий, Менджи, Немиров, Пятигорск, Сочи, Сергиевские Минеральные Воды, Серноводск, Синяк, Сураханы, Талги, Усть-Качка, Чимион и др.; Курорты с радоновыми водами — Белокуриха, Молоковка, Пятигорск, Хмельник, Цхалтубо и др.
Азотными слабоминерализованными кремнистыми термами (горячие и тёплые воды) располагают Курорты — Алма-Арасан, Анненские Воды, Капал-Арасан, Горячинск, Джалал-Абад, Иссык-Ата, Кульдур, Нальчик, Обигарм, Ткварчели и др. Широко известные Курорты с питьевыми минеральными водами (вода различного химического состава с минерализацией не более 10—12 г на 1 л) в СССР — Боржоми, Ессентуки, Джава, Джермук, Друскининкай, Железноводск, Кашин, Краинка, Моршин, Пятигорск, Саирме, Трускавец и др.
К грязевым Курортам в СССР относятся: Бердянск, Евпатория, Одесские лиманы, Саки, Славянск, Старая Русса, Друскининкай, Кашин, Краинка и др., где для лечебных целей используют различные лечебные грязи На климатических Курорты основные лечебные средства — особенности климата () и ландшафта. Для приморских климатических Курорты характерно повышенное барометрическое давление летом и пониженное зимой, равномерная температура, чистота и свежесть морского воздуха, значительное содержание в нём озона и морских солей. Однако климат побережий может резко отличаться даже в пределах одного моря (например, климат Южного берега Крыма — средиземноморского типа, а в Сочи — субтропический На Курорты проводится комплексная терапия, включающая, кроме природных лечебных факторов, физиотерапию, диетотерапию, лечебную физкультуру, медикаментозное и др. виды лечения. На многих Курорты проводится и амбулаторно-курсовое лечение. К современным Курортам предъявляются следующие требования: 1) наличие изученных климатических, бальнеологических, грязевых и др. лечебных ресурсов, обеспечивающих нормальное функционирование Курорты и его развитие; 2) специальных гидрогеологических, бальнеотехнических и др. устройств, сооружений и учреждений для рационального применения курортных факторов (каптажи, буровые скважины, питьевые галереи, бюветы, ванные здания, грязелечебницы, пляжи, солярии, аэрарии, плавательные бассейны, кабинеты физиотерапии и др.); 3) лечебно-профилактических учреждений (санатории, санаторные пансионаты, курортные поликлиники), обеспечивающих медицинское обслуживание больных, а на климатических Курорты — ещё и оздоровительных учреждений, предназначенных для отдыха и туризма (дома отдыха, пансионаты для отдыхающих, летние городки отдыха, молодёжные лагеря, курортные гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги и т.д.); 4) физкультурных, спортивных сооружений и площадок, культурно-просветительных и зрелищных учреждений (курзалы, кинотеатры, выставочные залы, библиотеки и т.д.); 5) предприятий общественного питания, торговли и бытового обслуживания (столовые, рестораны, кафе, магазины, парикмахерские, мастерские и т.д.); 6) коммунального оборудования и благоустройств, отвечающих гигиеническим требованиям (водоснабжение, канализация, энергоснабжение, теплофикация, содержание в чистоте воздуха, обилие зелёных насаждений, парков, цветников и т.д.).
Туристско-рекреационная зона – вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа:
1) в Краснодарском крае
2) в Ставропольском крае
3) в Иркутской области
4) в Республике Бурятия
5) «Алтайская долина» в Республике Алтай
6) «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае
7) в Калининградской области
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201] на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.
Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.
Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, являются:
• недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности;
• сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения;
• крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
• существенное сокращение финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств обязательного социального страхования;
• недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;
• отсутствие государственной рекламы и системы информирования населения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортов и мест отдыха;
Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
Основными задачами государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации являются: восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном и региональном уровнях;
• приоритетность обеспечения санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;
• улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов;
• разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения природных и преформированных лечебных факторов;
• повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения, питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
• защита прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте;
• установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России;
• разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций, проведение Всероссийских форумов «Здравница», выставок, конгрессов, конференций.
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.