logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии

По видам предоставляемых туристам услуг различают следующие типы предприятий:

  1. обеспечивающие туристов всем комплексом услуг (туристские фирмы, имеющие собственные гостиницы);

  2. предназначенные для организации туризма (турагентства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации путевок, бюро приема);

  3. предназначенные для размещения туристов, т.е. проживания и ночлега (гостиницы, турбазы и др.);

  4. предприятия питания (рестораны, бары и др.);

  5. предприятия, предназначенные для обслуживания транспортом;

  6. объекты культурного обслуживания туристов (театры, концертные залы и т.п.)

  7. предприятия, обеспечивающие экскурсионное обслуживание (бюро путешествий и экскурсий и др.)

Отдельные типы предприятий туристической индустрии характеризуются следующими признаками и условиями обслуживания:

  1. Предприятия, предназначенные для размещения туристов (проживание, ночлег): гостиницы (отели), туристские базы, мотели, отели, кемпинги и т.д. Для остановок групп на маршрутах на ночь предусматривается организация лагерных стоянок или хижин, которые находятся в ведении туристских баз или туристских фирм;

  2. Предприятия размещения туристов различаются по совместимости, комфортности, времени функционирования.

Комфортэто совокупность бытовых условий для полного отдыха человека. По уровню комфортабельности гостиницам в нашей стране, как и в ряде других стран, присваивается классификация, по которой категория обозначается понятием «звезда». Классификация гостиниц, мотелей и требования к ним установлены ГОСТом Р50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», введенным в действие в 1994 г. Данный стандарт устанавливает классификацию гостиниц я мотелей различных организационно-правовых форм вместимостью не менее 10 номеров. Требования к туристско-экскурсионному обслуживанию установлены ГОСТом 28681 — 90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения». Для гостиниц ГОСТом Р50645-94 установлено 5 категорий звезд: от одной звезды (низшая категория) до пяти звезд (высшая категория); для мотелей — 4 категории: от одной звезды (низшая категория) до четырех звезд (высшая категория). Турбазы, кемпинги, приюты имеют три разряда А, Б, В. Для номеров установлено пять категорий — «высшая», «первая», «вторая», «третья», «четвертая». Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований:

Общие требования к гостиницам (мотелям) любой категории следующие:

1) гостиница (мотель) должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан вывеску с названием и режимом работы;

2) гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход;

3) архитектурно-планировочные и строительные элементы гостиницы и используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения»;

4) гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:

При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц (мотелей) необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, в соответствии с требованиями ВСМ 62 — 91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

Определение категории гостиниц (отеля) — наиболее важная задача туристского бизнеса. Существуют рекомендации ВТО, однако каждая страна трактует эти рекомендации по-своему. Руководствуясь именно этими критериями, одна немецкая турфирма, к примеру, судилась с отелями в Болгарии. Предметом разбирательства была скорость движения лифта в четырехзвездном отеле — она на 15 см/с отличалась от стандарта.

В целом под категорией отеля подразумеваются совокупность услуг, оказываемых в самом отеле, и уровень развития соответствующей туристской инфраструктуры. Окончательный вердикт по каждому конкретному отелю выносит министерство по туризму соответствующей страны (региона). Именно этим объясняется весьма любопытный факт, что в таком признанном туристами всего мира городе, как Париж, нет ни одного отеля категории «пять звезд».

Неодинаковы и «звезды» гостиниц в разных странах. Однако их категория совершенно не зависит от места нахождения. Пятизвездный отель «Hilton», например, расположен на окраине Амстердама, а в центре города — в основном двух- и трехзвездные гостиницы.

Питание туристов, как правило, осуществляется сетью ресторанов и баров. ГОСТ Р50762 — 95 «Общественное питание. Классификация предприятий» установил следующие категории для ресторанов и баров: «люкс», «высшая», «первая».

В зависимости от условий и формы обслуживания варьируется стоимость питания, включаемого в цену пакета. Формы обслуживания:

Важную роль в обслуживании туристов играют автобусы, прежде всего для экскурсионных целей и для дальних регулярных рейсов. Конструкции автобусов по вместимости и уровню оборудования салонов различны: от микроавтобусов (вместимостью до 8 человек) до особо больших (вместимостью до 100 человек). По этажности автобусы бывают одноэтажные, полутороэтажные, двухэтажные и специальные. В салоне оборудуется настоящее жилое помещение со спальными местами, кухней с газовой плитой, холодильником, санузлом, умывальником и душем, а в больших автобусах — ванной. Вместимость такого жилого дома на колесах до 6 человек (по количеству спальных мест).

По уровню комфортности автобусы делятся на пять категорий: «вне категории», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд».

Атрибутами комфорта являются мягкие кресла, кондиционеры, отопление, бар, мини-кухня, туалет, гардероб, телевизор и т.д.