logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

2. Материально-техническая база туризма

С экономической точки зрения туристическая индустрия есть

единый производственно - имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.

Для осуществления своей деятельности туристические хозяйствующие субъекты должны располагать разнообразными средствами труда. Совокупность средств труда, функционирующих в туризме, составляет его материально-техническую базу.

Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят: турфирма (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т.п.

Туристическая фирма — крупное туристическое предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них. Турфирма объединяет в своем составе гостиницу с предприятиями питания, автотранспортное предприятие, экскурсионное бюро и другие подразделения.

Классификацию объектов материально-технической базы туризма можно провести по следующим признакам:

Материально-техническая база туризма включает сеть туристических сооружений (здания), их техническое оснащение (оборудование, инструмент), транспортные средства и др.

По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Основные фонды — это совокупность материально- вещественных ценностей (в стоимостном выражении), служащих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по частям. Основные фонды как средство труда многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

По характеру участия в производственно-обслуживающем процессе и способу перенесения стоимости подавляющая часть средств относится к основным фондам. Однако понятие «основные фонды» уже понятия «материально-техническая база», что обусловлено следующим:

- во-первых, по действующему бухгалтерскому учету в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие менее одного года, независимо от стоимости и предметы стоимостью менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их службы;

- во-вторых, материально-техническая база туризма включает кроме собственных основных фондов также часть основных фондов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам и гражданам, которые предоставили их в аренду турфирме.

Р ис. 5.2.1 Материально-техническая база туризма

Оборотные производственные фонды — это активы, целиком потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Как правило, они не сохраняют свою натурально-вещественную форму и возвращаются хозяйствующему субъекту в денежной форме после завершения кругооборота средств. Оборотные производственные фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, топливо, тара и др.), средств труда (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы со сроком службы менее года или стоимостью не более 100 минимальных размеров оплаты труда за единицу).

По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у других хозяйствующих субъектов (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц (квартиры, комнаты).

По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных элементов материально-техническая база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижается уровень и качество туристского обслуживания населения, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.

В туризме, как и во всем хозяйственном комплексе, денежные, трудовые, материальные и нематериальные ресурсы ограничены во времени и пространстве.

Производство турпродукта по количеству, качеству и ассортименту услуг и товаров для туристов ограничено по сравнению с существующими туристскими потребностями и желаниями в определенном месте и в определенное время. Поэтому увеличение производства одних видов услуг и товаров для туристов почти всегда ведет к уменьшению производства других видов услуг и товаров.

Такое положение можно охарактеризовать как упущенную туристскую выгоду.