logo search
Консп_Лек_ТМИВС

3.2 Техническая подготовка

Обучение двигательным действиям, технике физических упражнений рассматривается как процесс чувственно-рационального познания и практического овладения ими до уровня заученных действий, т. е. навыков. При этом рассматривается необходимость целостного подхода к пониманию двигательного навыка, ориентированного и на физиологические механизмы, и на особенности осознания навыка, и на характерные особенности его выполнения.

В структуре процесса обучения условно выделяются три этапа, отражающие фазы образования двигательного навыка.

Этап начального разучивания — создание общего представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им; изучение новых фаз и элементов; формирование ритмической структуры; предупреж-дение и устранение грубых ошибок.

Этап углубленного разучивания — углубление понимания законно-мерностей двигательного действия, совершенствование координационной структуры действия по его динамическим и кинематическим характеристикам, ритмической структуры движений.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования — закрепление навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.

В самом общем виде многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно разделить на две основные стадии: базовой технической подготовки и углубленного технического совершенствования, овладения высотами спортивно-технического мастерства.

На базовой стадии осуществляется начальное обучение спортивной технике, создается богатый основной арсенал технических умений, навыков (элементов и связок достаточно простых упражнений), на основе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники избранного вида спорта. Этот процесс можно характеризовать как приобретение спортсменом общей технической подготовленности.

На стадии углубленного спортивно-технического совершенствования происходит совершенствование специальной технической подготовленности спортсмена, меняются конкретное содержание и формы технической подготовки.

На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его физического развития, технической и физической подготовленности, индивидуальные особенности психики, структура технической подготовленности конкретной спортивной дисциплины, период, этап макроцикла и другие особенности. В сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах совершенствование спортивной техники или ее отдельных элементов происходит непрерывно практически на протяжении всего многолетнего и годичного циклов.

К началу этапа углубленной тренировки основы техники избранного вида спорта будут уже освоены, поэтому юный спортсмен приступает к их прочному закреплению. Ряд двигательных действий, сформированных на предшествующем этапе, доводится до стадии прочно закрепленных навыков.

На этом этапе подготовки решаются следующие основные задачи: совершенствование в спортивной технике при различных внешних условиях, отработка отдельных деталей двигательных действий, воспитание физических и волевых качеств, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства юного спортсмена.

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования спортивной техники наблюдаются относительно небольшие изменения в двигательных действиях, что не требует существенной перестройки двигательных навыков и умений. При совершенствовании в спортивной технике нежелательны длительные перерывы в занятиях. Движения, не превращенные в навык, довольно быстро теряют свою отточенность. Поэтому способность правильно выполнять изучаемый технический прием необходимо постоянно закреплять для дальнейшего совершенствования. Этого можно добиться при многократном повторении усвоенного технического приема на нескольких занятиях подряд.

Этап закрепления техники и дальнейшего совершенствования в ней будет проходить тем успешнее, чем лучше будут устраняться ошибки, допускаемые юными спортсменами. Трудность установления причины ошибки состоит в том, что одно и то же неправильно выполненное движение может быть вызвано различными причинами. Как бы опытен ни был тренер, определять причины ошибок следует совместно с юным спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.

Юный спортсмен демонстрирует тренеру неправильный способ выполнения упражнения, после чего они вместе приступают к исправлению ошибок. В процессе совершенствования в спортивной технике большое значение придается срочной (текущей) информации. Например, при обучении прыжкам в длину с разбега тренер информирует юного спортсмена о дальности прыжка, о выполнении или невыполнении им планового задания.

Следует отметить, что ошибки, допускаемые юными спортсменами, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера. К наиболее распространенным из них относятся: недооценка значения подготовки юных спортсменов к активному восприятию показа и объяснения, неточный показ, затянутое объяснение, недостаточное доведение до сознания юного спортсмена ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индиви-дуального подхода.

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта значительная роль в совершенствовании спортивной техники отводится соревновательному методу.