logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления

Туристская организация представляет собой многоцелевую систему. В условиях рыночной экономики, основанной на конкуренции, самоокупаемости и рентабельности, на первое место необходимо поставить финансовое обеспечение турфирмы. Однако, в конечном счете, множество целей туристской организации фокусируется, интегрируется в ее потребностях. Следовательно, потребности и их удовлетворение являются способом существования, развития и одновременно интегрирующей целью туристской организации.

Организацию работы турфирмы необходимо начинать с анализа потребностей туристской организации и способов их удовлетворения.

Место и роль социально-экономических потребностей в воспроизводственном процессе туристской организации состоит в том, что они являются исходным пунктом и конечной целью деятельности, выступают связующим звеном между людьми и определяют организацию их жизни.

Социально-экономические потребности определяются соответствием уровней производительных сил и производственных отношений. Совокупность потребностей может быть классифицирована следующими признаками:

В реальной жизни предложенные группы потребностей не функционируют отдельно друг от друга. Они выступают в совокупности, образуя систему. В свою очередь каждая из предложенных групп сама является сложной совокупностью.

Анализ туристских экономических потребностей должен вестись во взаимосвязи с производством и потреблением туруслуг.

Туруслуга может обладать различными полезными свойствами. Чем больше у нее этих свойств, тем важнее она для туриста, ибо полнее может удовлетворить различные его потребности. Например, поездка белорусского туриста в уникальные уголки земного шара (Таиланд, Кипр, Панаму и др.) обладает следующими полезными свойствами: удовлетворяет его потребности в отдыхе для восстановления работоспособности; в общении (знакомит во время тура с соотечественниками, населением принимающей страны); бытом, условиями и образом жизни местного населения, с экзотическими уголками природы, флорой и фауной (познавательные потребности) и др. Если же белорус путешествует в пределах своего региона, то широта полезных свойств этой туруслуги по сравнению с вышеуказанными значительно сужается.

Однако не всякая туруслуга обладает полезными свойствами, поэтому не всегда она вызывает у туриста потребность. Например, морское путешествие в условиях даже незначительного волнения на море (при скорости ветра не свыше 10 м/с) у некоторых туристов вызывает неприятные ощущения в организме. Такой вид туруслуги не может породить у этих людей потребность в путешествии по морю.

Многогранность свойств туруслуги и форм их проявления зависит, во-первых, от внутренне присущих ей полезных свойств, во-вторых, от уровня человеческих знаний об этих свойствах.

В результате туруслуга, бывшая еще вчера бесполезной, становится потребительной стоимостью, т. е. из туруслуги «в себе» превращается в полезную туруслугу «для нас». И наоборот, бывшая потребительная стоимость туруслуги утрачивает свои полезные свойства или не отвечает предъявленным к ней современным требованиям, становится чем-то, не являющимся потребительной стоимостью. Например, туристские маршруты, ориентированные на знакомство с памятниками видных для своего времени политических деятелей (великих князей, царей, вождей, революционеров и др.), со сменой общественной формы бытия (даже при условии их сохранности) могут утратить свою актуальность.

Характеристика полезных свойств туруслуги не исчерпывается ее естественными свойствами. Она должна быть дополнена общественной формой, в которой проявляются эти свойства. С этой точки зрения естественные свойства туруслуги преходящи. Полезные свойства туруслуги могут быть утрачены при смене способа производства.

Совокупность полезных свойств, внутренне присущих туруслуге, опосредованная общественной формой, представляет собой её полезность. Последняя есть не что иное, как потребительная стоимость. Именно полезность туруслуги делает ее потребительной стоимостью, т.е. экономической категорией.

Потребительная стоимость туруслуги благодаря своей полезности есть признание туристом естественных и общественных свойств услуги. Единством соизмеримости полезных свойств однородных потребительных стоимостей туруслуги является их качество.

В реальной жизни турист сравнивает туруслуги между собой и ставит их в известный ряд сообразно иерархии своих потребностей, т. е. измеряет их. Так, как туруслуга покупается туристом не потому, что она имеет стоимость, а потому, что она есть потребительная стоимость и употребляется для определенных целей, то:

1) потребительные стоимости оцениваются, т. е. анализируется их качество;

2) различные качества туруслуг могут заменить друг друга для тех же целей потребления, следовательно, той или иной туруслуге отдается предпочтение.

Сами по себе потребительные стоимости туруслуги несоизмеримы, но когда речь идет о качестве, т. е. степени признания свойств потребительной стоимости туруслуги, то эта проблема разрешима. Например, оперируя такими качественными характеристиками, как скорость доставки туриста к объектам, элегантность и быстрота обслуживания, степень экологической чистоты туристского маршрута, комфортабельность зон отдыха, дизайн туристского снаряжения и пр., зачастую можно соизмерить различные потребительные стоимости туруслуг, способные удовлетворить однородные потребности.

Однако качественные характеристики потребительных стоимостей туруслуги не ограничиваются полезными свойствами, внутренне присущими им как благу, т. е. как потребительной стоимости. Другой стороной качественной характеристики потребительной стоимости туруслуги является ее общественная природа, обусловленная рядом причин. Потребительные стоимости туруслуг являются носителями общественно необходимых затрат труда по их формированию (производству). Чем больше общественно необходимого труда затрачивается на производство потребительной стоимости туруслуг, тем меньше их производится за единицу времени. Туристской организации их производство становится невыгодным в силу ограниченности ресурсов и высокой цены, затрудняющей реализацию этих услуг. В результате социально-экономическая потребность на данный вид потребительной стоимости туруслуги может уменьшаться. Это положение справедливо и в отношении качества потребительной стоимости туруслуги. Чем выше качество туруслуги, тем больше затрачивается живого и овеществленного труда на её формирование (рис. 3.2.1)

Анализ предложенной схемы показывает, что социально-экономические потребности туруслуги аккумулируют качественные и

количественные характеристики ее потребительной стоимости, определяемые двумя обстоятельствами: качеством и величиной затрат труда. С возрастанием качественных показателей потребительной стоимо

Рис. 3.2.1. Схема причинно-следственной связи потребительной

стоимости туруслуги и потребности в ней

сти туруслуги потребность возрастает (рис. 3.2.2); с возрастанием же величины общественно необходимых затрат труда (OHЗТ) при создании туруслуги социально-экономическая потребность в ней имеет тенденцию к уменьшению (рис. 3.2.3). В реальной действительности указанные характеристики не существуют раздельно, хотя в определенные моменты времени эти величины могут доминировать попеременно. В связи с этим возникает проблема экономических границ качества туруслуги и величины OHЗТ при ее создании. Эта проблема должна решаться с точки зрения социально-экономических потребностей. Оптимальный размер качества туруслуги и величины OHЗТ в процессе формирования ее потребительной стоимости будет находиться в точке пересечения кривых, отражающих динамику их взаимосвязей (рис. 3.2. 4). Для этого воспользуемся графиком А. Маршалла, разработанным применительно к равновесной цене, но только оси абсцисс первых двух графиков поместим величину потребностей (g), на оси ординат первого графика (рис. 3.2.2) поместим качество потребительной стоимости туруслуги (К), а второго графика (рис. 3.2.3) — величину OHЗТ (P) при формировании потребительной стоимости туруслуги.

Путем наложения графиков получим искомую точку.

Первый график показывает: чем выше качество туруслуги, тем больше потребность в ней (прямо пропорциональная зависимость).

Второй график показывает: чем больше величины OHЗТ при производстве туруслуги, тем меньше в ней потребность (обратно пропорциональная зависимость).

Качество потреби-

тельной стоимости (К)

Социально-экономическая

потребность в туруслуге (Q)

Рис. 3.2.2 Рост потребности в туруслуге с возрастанием качественных показателей потребительной стоимости

Величина ОНЗТ(Р)

В

Социально-экономическая

потребность в туруслуге (Q)

Рис.3.2.3 Взаимосвязь величины социально-экономических потребностей и величины общественно необходимых затрат труда на производство туруслуги

Качество потребительной

стоимости (К)

Величина ОНЗТ(Р)

В А

К1 Р1

Е

Q1

Q1

Социально-экономическая

потребность в туруслуге (Q)

Солциально-экономическая

потребность в туруслуге (Q)

Рис.3.2.4 Взаимосвязь величины социально-экономических потребностей

с качеством потребительной стоимости и величиной

Анализ третьего графика (рис. 3.2.4) позволяет сделать вывод, что чрезмерно низкая величина OHЗТ при формировании туруслуги с учетом качественных характеристик ее потребительной стоимости не всегда оправданна с точки зрения социально-экономических потребностей. Это

справедливо и для чрезмерно высокой величины OHЗT (общественно необходимых затрат труда на производство туруслуги):

Р, — величина ОНЗТ при определенном количестве туруслуги;

K1 - качество потребительной стоимости туруслуг при определенном их количестве;

Качество потребительной

стоимости (К)

Величина ОНЗТ(Р)

на производство

туруслуги

В2

Е В1

К 1Р1 В

В3

В4

Q1

Социально-экономическая потребность в туруслуге (Q)

Социально-экономическая

потребность в туруслуге (Q)

Рис.3.2.5. Карта туристских потребностей

Q1 - определенное количество социально-экономических потребностей в туруслуге;

А - кривая, отражающая зависимость социально-экономических потребностей от качества потребительной стоимости туруслуги;

В - кривая, отражающая зависимость социально-экономических потребностей от величины ОНЗТ на производство потребительной стоимости туруслуги;

Е - точка пересечения кривых, отражающая оптимальный размер социально-экономических потребностей как турфирмы (при формировании туруслуг), так и туриста (при их использовании), с учетом качества и величины ОНЗТ.

Попытка раздельного решения проблемы качества и величины ОНЗТ при создании туруслуги без учета социально-экономических потребностей в ней несостоятельна.

Казалось бы, «чем выше качество туруслуги, тем лучше для туриста». Но с точки зрения потребностей как экономической категории это не всегда так. Повышение качества туруслуги должно быть экономически оправданно, тем более что существует потребность в туруслугах различного уровня, степени качества. Решение проблемы качества всегда должно сообразовываться с учетом тенденций изменения туристических социально-экономических потребностей. Их объем, состав и структура в значительной степени определяются, с одной стороны, платежеспособностью туриста, а с другой — экономичностью использования ресурсов туристической индустрии, что, в свою очередь, зависит от величины их стоимости. На рис. 3.2.4 отражена абстрактная усредненная оптимальная потребность в туруслуге. В реальной жизни турфирмы предназначают свой продукт не абстрактным, а конкретным туристам. В результате кривая В (рис. 3.2.5) смещается вправо вверх с ростом благосостояния туристов, так как улучшение качества туруслуги требует дополнительных затрат овеществленного и живого труда. В этом случае цена туруслуги возрастает. С ухудшением благосостояния туристов кривая В смещается влево вниз. В этом случае цена туруслуги падает. В результате образуется карта туристских потребностей сообразно различной платежеспособности туристов (рис. 3.2.5). В, В2 кривые, отражающие увеличение потребностей в туруслуге при росте благосостояния туристов; В3, В4, — кривые, отражающие уменьшение потребностей в туруслуге при росте благосостояния туристов.

Рассмотренная закономерность соотношения величин качества и ОН3Т потребительной стоимости отдельной туруслуги справедлива и для комплекса услуг (его части), т. е. тура. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда турист пользуется только одной услугой, предоставляемой турфирмой. Типичными являются или инклюзив-туры, или пэкидж-туры.

Вышеизложенное позволяет сформулировать дефиницию социально-экономических потребностей туристической сферы: туристические социально-экономические потребности как экономическая категорияэто отношения между субъектами туристического рынка и их поведение, выражающее возможность и необходимость присвоения и воспроизводства сформированного и формирующегося тура определенного качества и определенной величины общественно необходимых затрат труда с целью поддержания своей жизнедеятельности.

Такое понимание сущности социально-экономических потребностей содействует выработке эффективной экономической политики и практических действий туристических фирм на рынке туруслуг, поскольку оно:

Таким образом, понимание туристических социально-экономических потребностей как возможности и необходимости присвоения и воспроизводства тура указывает на то, что ни потребление, ни производство, ни продвижение тура, ни сам процесс, а характер восприятия этого процесса различными субъектами определяет потребности. Что касается потребностей туристов, то они всецело формируются туристской организацией с учетом их платежеспособности.