logo search
Приложение 7 Ленинградская область

Лодейное Поле

Лодейное Поле расположено на левом берегу реки Свирь. В древние времена на этом месте находился один из присвирских погостов Новгородской феодальной республики, которые затем были присо­единены к Московскому государству. Лодейное Поле является роди­ной Балтийского флота. По велению Петра Iна свирских берегах на месте д. Мокришвицы была сооружена в 1702 г. Олонецкая судостро­ительная верфь «В оборону и на отпор неприятельских свейских войск».

Сюда направлялись корабельные мастера из Воронежа, Азова, Архангельска, а также из Голландии и Дании. Руководил строитель­ством А.Д. Меньшиков. Кузницы, смольни, чертежная, приказная изба, деревянный дворец царя и другие хозяйственные постройки выросли на берегу Свири. Царь приезжал сюда много раз, сам разра­батывал чертежи, работал на стапелях под именем Петра Михайлова. Первые суда были заложены на верфи в марте 1703 г., а 22 августа на воду был спущен 28-пушечный фрегат «Штандарт». Всего здесь были сооружены более 450 судов, которые принимали участие не только в исторических событиях, но и в географических изысканиях. Шлюпы «Мирный» и «Восток» — крупные парусные суда — были построены на этих верфях. На них русские исследователи совершили кругосвет­ное путешествие и дошли до Антарктиды. На месте верфи сегодня лежит памятная плита, а там, где когда-то стоял домик Петра I, в 1832 г. установлен чугунный памятник — пирамида. В 1831 г. Лодей­ное Поле получило статус уездного города.

В 1915 г. через город прошла железная дорога Санкт-Петер­бург-Петрозаводск, продолженная позднее до Мурманска. Тогда и возникли паровозо- и вагоноремонтные мастерские. Дальнейшее развитие города связано со строительством в 30-е годы XXв. гид­роузла Нижне-Свирской ГЭС, уникальный проект которой составил инженер Г.О. Графтио. На закладку станции приезжал С.М. Киров, которому в п. Свирьстрой установлен памятник.

Тяжелые испытания выпали на долю лодейнопольцев в годы Великой Отечественной войны. На долгие 1005 дней город стал линией фронта. Только р. Свирь отделяла город от вражеских пози­ций. Операция по созданию второго кольца блокады Ленинграда была сорвана. В июне 1944 г. началась Свирско-Петрозаводская операция, которая закончилась полным разгромом 110-тысячной группировки врага. В память живых и мертвых героев в городе создан музей «Свирская победа», устроен парк, в котором установ­лена памятная стела. Именами героев, похороненных на братском кладбище, названы улицы города.

Современный город, родившийся после войны заново, вытянулся вдоль реки на 5 км. Промышленность района развивается в основном по заготовке и переработке леса, который занимает около двух третей всей площади района. Завод силикатных изделий — один из первых в стране. Дома из силиката можно встретить на улицах Санкт-Петер­бурга, Петрозаводска, Мурманска, Выборга, Калинина и др. городов. Предприятием государственного значения является рельсосварочный завод, который выпускает рельсы для «бархатного» бесстыко­вого пути. Лодейное Поле является крупным транспортным узлом: здесь самая оживленная линия Северо-Западного речного пароходс­тва пересекается с Кировской железной дорогой и автомагистралью, связывающей Лодейное Поле с Санкт-Петербургом, Петрозаводском и городами Ленинградской и Вологодской областей. Расстояние от Санкт-Петербурга 243 км по железной дороге и 220 км по авто­магистрали М-18 «Кола». В настоящее время построена обводная автомобильная трасса, разгрузившая центр города от транзитного автотранспорта.

Значительна и разнообразна культурная жизнь лодейнопольцев. В городе работают несколько общеобразовательных школ, ПТУ. Создан Детский центр эстетического развития. Дом народного твор­чества, Театр-студия «Апрель» и «Антре» — лауреаты российских театральных фестивалей.