logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни

Общая культура (культурность) человека обусловлена уровнями его физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития в их гармонической соразмерности. Ее определяют прежде всего следующие признаки: качество и раз­но­об­ра­зие знаний, умений, навыков; степень самосознания (отражения своего физического, психического, социального Я, отношения к са­мо­му себе, саморегуляции своей деятельности и пе­ре­жи­ва­ний), которое является основой самовоспитания; степени социализации сознания (взаимосвязи индивидуального и со­ци­аль­но­го начал в соз­на­нии человека), обучаемости, творчества; характер отношений к лю­дям, к при­род­ной и культур­ной среде, т. е. жи­вот­но­му и рас­ти­тель­но­му миру, духовным и ма­те­ри­аль­ным ценностям; направленности личности, результативная сторона ее деятельности.

Достаточно высокий уровень общей культуры личности обеспечивает ее способность и го­тов­ность продуцировать культурные ценности. Такой человек является уже не только творением, но и твор­цом культуры.

В ис­то­рии гуманитарного знания зафиксированы три взаимосвязанные составляющие культуры: физическая, духовная, материальная (рис. 2).

Материальная культура общества – это окружающая человека искусственная среда. Она создана всеми видами его труда, и ее составляют такие ценности, как породы домашних животных, сорта культурных растений, культура почв, здания и со­ору­же­ния, инструменты, оборудование и при­спо­соб­ле­ния, транспорт, связь, технологии.

Рис. 2. Основные составляющие культуры

Духовную культуру общества составляют такие ее ценности:

● мо­раль, или этика (экологическая или глобальная; профессиональная; духовная или практическая);

● по­зи­тив­ные знания (симптоматические или народные приметы; мудрость или интуитивные обобщения и сис­те­ма­ти­за­ция знаний о ми­ре; гуманитарные и ес­тествен­ные науки);

● эс­те­ти­ка, или художественная культура (художественная литература; прикладное искусство: архитектура, дизайн; неприкладное искусство: изобразительное, музыка, танец; синтетические искусства: театр, кино и др.).

Духовная культура человека проявляется в по­ни­ма­нии им содержания культуры общества как общезначимого мыслительного целого; в лич­ных представлениях о се­бе и ми­ре; в зна­нии правил совместных действий, правил общежития, которые после их изучения составляют автоматизмы социального поведения.

Физическую культуру общения, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности:

● на­уч­ные знания (теоретические и ме­то­ди­ко-прак­ти­чес­кие) о за­ко­но­мер­нос­тях психофизического совершенствования человека;

● спе­ци­фи­чес­кие средства – физические упражнения, различные по своей форме и со­дер­жа­нию; другие средства – оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и т. п.), гигиенические факторы (массаж, баня и др.);

● ус­ло­вия применения этих знаний и средств (материально-тех­ни­чес­кие, кадровые, информационное обеспечение, организационные формы и т. д.);

● по­зи­тив­ные результаты (общий уровень физического развития и пси­хо­фи­зи­чес­кой подготовленности людей; спортивные рекорды и дос­ти­же­ния; спортивные зрелища; этическое, эстетическое и ма­те­ри­аль­ное наследие; другие показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры).

Если сопоставить все три формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить вполне ясную картину их взаимосвязи. Так, в фи­зи­чес­кую культуру «втянута» часть элементов материальной культуры – например, здания и со­ору­же­ния в ви­де спортивных дворцов, залов, стадионов; спортивное оборудование стадионов, залов и инстру­мен­ты (инвентарь) для всех видов спорта и фи­зи­чес­ких упражнений; средства связи, управления и ин­фор­ма­ции в ви­де устройств фотофиниша, аудио-, видеотехники, вычислительной техники, приборов для нужд физкультурной науки и т. п.

Особо тесная взаимосвязь наблюдается между культурой физической и ду­хов­ной, которые формируются в са­мом человеке, составляя его общую культуру, и ос­но­вой взаимопроникновения которых являются научные знания, умения, навыки, этические и эс­те­ти­чес­кие ценности. Как это осуществляется практически? Через сознательно организуемое, управляемое воздействие на двигательно-поз­на­ва­тель­ную деятельность человека, а че­рез нее – на внутренние биологические системы организма, на психические процессы, а следовательно, на телесную и ду­хов­ную сторону личности. Это воздействие осуществляется через физическое воспитание.

Физическая культура – это сложное многогранное социальное явление, выражающееся в де­ятель­нос­ти человека по «возделыванию» своей собственной природы, по развитию и ре­али­за­ции заложенных в нем психофизических способностей.

Очевидно, что человек по отношению к культу­ре выступает в трех ипостасях: ее потребителя, носителя (в той мере, в ка­кой он развит духовно и фи­зи­чес­ки) и соз­да­те­ля новых культурных ценностей.