Техника первых приемов-передач
Техника первых приемов-передач, как правило, при большой скорости и сложной траектории полета мяча имеет назначение приема, а при незначительной скорости полета мяча и несложной его траектории выступает в качестве передачи. Классификация приемов-передач приведена на схеме 5.
Для взаимодействия с мячом, летящим с большой скоростью, чаще применяются нижние способы приема, снижение скорости позволяет использовать верхние передачи. Однако и те и другие имеют значительное своеобразие в зависимости от встречной скорости полета мяча.
Общим для верхних и нижних передач, применяемых при незначительной скорости полета мяча (5—6 м/сек), является встречное движение рук к мячу и сопровождение его после вылета из рук. По мере увеличения скорости полета мяча амплитуда встречного и сопровождающего движения уменьшается, а при увеличении скорости полета мяча свыше 9—10 м/сек вместо встречного и сопровождающего движения для амортизации силы удара руки волейболиста (несмотря на их разгибание) смещаются в сторону, противоположную полету мяча.
В исходном положении данного способа передачи мышцы рук напряжены несколько больше, чем при второй передаче. Двуглавая мышца плеча и общий сгибатель и разгибатель кисти и пальцев напряжены более других мышц руки. Степень электрической активности трехглавой мышцы плеча весьма незначительна.
46
Таким образом, уже в исходном положении верхней передачи мяча при увеличении скорости его полета имеются существенные отличия от техники второй передачи.
В первой фазе — встречном движении рук к мячу — происходит последовательное разгибание ног и рук, повышение ОЦТ с постепенным отклонением туловища назад. Скорость движения рук в этой фазе постепенно увеличивается, лучезапястный сустав и кисть руки последовательно смещаются влево от вертикали, проходящей через лучезапястный сустав в исходном положении. Это происходит в результате разгибания туловища в тазобедренных суставах и ног в коленных и голеностопных суставах.
Во второй фазе в момент амортизации рабочая поверхность рук игрока продолжает смещаться назад-вверх, несмотря на непрекращающееся разгибание рук в локтевых суставах, что осуществляется вследствие постепенного отклонения туловища назад-вверх, а также толчкообразного движения ног. Их разгибание в данном способе передачи выражено меньше, чем при второй передаче. Это видно по изменению углов сгибания ног от исходного положения до момента амортизации, которые составляют: в голеностопном суставе 0°, в коленном—22°, в тазобедренном— 18°. В технике второй передачи — соответственно 11°, 31° и 26°.
47
В выполнении техники верхних (первых) передач при увеличении скорости полета мяча до 12 м/сек (приблизительная скорость полета мяча с подачи) наблюдаются значительные изменения в двигательной структуре по сравнению с техникой передачи при полете мяча со скоростью 5—6 у/сек (рис. 25).
В исходном положении сгибание ног в голеностопных и коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах увеличивается. Это показывает, что при увеличении встречной скорости полета мяча волейболист находится в более низком исходном положении, чем при верхней (второй) передаче.
Угол между туловищем и плечом составляет 50° (при второй передаче 95°). Благодаря этому предплечье опущено несколько ниже и находится под углом 40° к горизонтали.
Такоерасположение рук обусловлено более пологой траекторией полета мяча, направленного с подачи.
Несмотря на менее значительное разгибание ног в данном способе передачи, так же как и в технике верхней второй передачи, наблюдается повышение ОЦТ и смещение плечевого сустава назад-вверх. Это смещение объясняется отталкиванием от опоры и выпрямлением туловища в тазобедренном суставе. При этом усилия стопы направлены на отталкивание вверх-назад.
Угол между плечом и туловищем в момент амортизации увеличивается приблизительно в два раза. В результате предплечье находится ниже, чем при выполнении второй передачи. Руки в локтевом суставе активно разгибаются, и к моменту рабочего движения угол между плечом и предплечьем значительно увеличивается. Однако, несмотря на более активное разгибание рук в локтевых суставах, лучезапястный сустав и кисть смещаются в пространстве не вперед-вверх навстречу мячу, а вверх, что свидетельствует о полном отсутствии встречного движения принимающей поверхности рук к мячу в течение всей рабочей фазы. Тыльное сгибание кисти и пальцев в этом способе передачи менее выражено. Мышцы предплечья и кисти имеют более высокую степень напряжения при соприкосновении рук с мячом, чем при простой передаче.
Если амортизация мяча, летящего со скоростью 6 м/сек (средняя встречная скорость полета мяча при выполнении техники второй передачи), была связана с увеличением скорости движения рук навстречу мячу, то в момент соприкосновения пальцев с мячом скорость смещения рук в пространстве значительно замедляется.
Сообщение мячу нового поступательного движения после амортизации осуществляется главным образом с помощью кратковременного движения кисти и пальцев, которое длится в течение 0,03 сек. Угол между предплечьем и кистью увеличивается приблизительно на 30—35°.
При этом способе передачи ноги в меньшей степени разгибаются, а в большей — отталкиваются от опоры, что подтверждается резким всплеском динамографической кривой, характеризующей усилия, прилагаемые к опоре.
48
Рис. 25. Контурограмма (а),хронограмма(б),динамограмма(в) — 1 —снижение давления на опору при сгибании ног; 2 — увеличение давления на опору при разгибании ног — и циклограмма(г).
В фазе амортизации и вылета мяча наблюдается резкое увеличение электрической активности всех мышц руки, что связано с энергичным разгибанием кисти и пальцев, сообщающих мячу новое поступательное движение.
Далее в фазе сопровождающего движения продолжается смещение рабочей поверхности рук и всего туловища волейболиста вверх-назад. Это обусловлено отталкиванием от опоры в подготовительной фазе.
В результате всех этих движений средняя скорость полета мяча при его вылете из рук меньше первоначальной (12 м/сек) и равняется 8 м/сек. Кратковременность и синхронность соприкосновения пальцев с мячом при амортизации (0,03 сек), отсутствие длительного сопровождающего движения рук позволяют считать данную передачу пригодной для приема мячей с подачи или от нападающих ударов, летящих со скоростью 10—15 м/сек.
Техника выполнения верхней передачи с падением-перекатом на спину (рис. 26) заключается в следующем.
В исходном положении ноги игрока значительно согнуты во всех суставах, что почти полностью исключает возможность передвижения волейболиста. Игрок занимает исходное положение лишь после точного выбора места на площадке. В случае, если мяч летит в стороне от спортсмена, прием его может осуществляться только за счет падения.
В исходном положении тазобедренный сустав находится на уровне коленного, ОЦТ опущен вниз и смещен за опору. Для сохранения устойчивости волейболист наклоняет туловище вперед под углом 10—12° к вертикали, проходящей через точку опоры. Предплечья игрока опущены несколько ниже, чем при рассмотренной выше передаче. В подготовительной фазе, при приближении мяча, волейболист активным движением стопы начинает отталкиваться от опоры назад-вверх. При этом изменяются угол между голенью и стопой на 20° и расположение стопы по отношению к горизонтальной плоскости. В результате этого движения и разгибания туловища в тазобедренных суставах ОЦТ продолжает смещаться за опору, плечевой сустав равномерно отклоняется назад-вверх от вертикали.
В рабочей фазе, амортизируя силу удара в течение 0,02 сек, кисти рук увеличивают тыльное сгибание, а ногтевые фаланги указательного и среднего пальцев смещаются вниз-назад под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча. Скорость движения рук в пространстве в момент амортизации снижается и, несмотря на разгибание в локтевых суставах, кисти рук последовательно смещаются назад-вверх.
Таким образом, амортизация мяча, летящего приблизительно со скоростью 18—20 м/сек, осуществляется в результате отталкивания ног от опоры, последующего разгибания туловища в тазобедренных суставах, смещения его назад-вверх н смягчения силы удара уступающим тыльным сгибанием кистей и пальцев рук.
50
Р и с. 26. Контурограмма (а),хронограмма(б)и циклограмма(в)техники верхнего приема мяча с падением-перекатом на спину.
Дополнительным компонентом амортизации данного технического приема является безопорное положение туловища. Сообщение мячу нового движения происходит главным образом только за счет активных движений кистей и пальцев рук и их разгибания в локтевых суставах.
После вылета мяча из рук (средняя начальная скорость его полета составляет 11 м/сек) туловище игрока, продолжая движение назад-вверх, теряет скорость и в результате силы тяжести смещается назад-вниз, после чего следует группировка и падение-перекат на таз — спину.
51
Разновидностью данного способа является верхняя передача мяча с падением-перекатом на бедро — спину (рис. 27) при полете мяча в стороне от игрока, находящегося в исходном положении или перемещающегося к мячу. При этом волейболист в подготови-
тельной фазе делает выпад вправо или влево в сторону летящего мяча и подводит руки и туловище под мяч (рис. 27, б, в, г).
Рабочая фаза протекает аналогично описанной выше (рис. 27, д).Исключение составляет падение-перекат, которое здесь выполняется не на таз — спину, а на бедро — бок — спину.
В том случае, когда прием мяча производится после быстрого передвижения к мячу в результате силы инерции, туловище игрока после переката приходит в положение упора лежа, из которого можно быстро встать и продолжать игру.
При очень большой скорости полета мяча прием его может осуществляться не на пальцы, а на плотно сжатые ладони.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература