Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
В 1952 г. появился первый документ по классификации городских гостиниц Постановление «Об отнесении гостиниц в городе и рабочих поселках СССР к разрядам и номеров в гостиницах к категориям». Это был очень несовершенный, с правовой точки зрения, документ, хотя действовал около 30 лет.
При подготовке к Олимпийским играм в Москве (1980 г.) Государственному Комитету по ценообразованию Правительством было поручено разработать соответствующее Положение и два прейскуранта твердых цен – один для советских граждан, другой – для иностранцев. Такой документ был разработан с учетом рекомендаций Всемирной Туристской Организации, Совета Экономической Взаимопомощи, а также обобщения опыта стран, где многие годы действовали различные системы классификации. В 1990-е гг. цены на гостиничные услуги перестали быть твердыми, поэтому получение более высокой категории не вело к праву применять более высокие цены.
В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 02.03.1979 года № 154. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.
Необходимо отметить, что до 2003 года единая система гостиничной классификации отсутствовала как таковая в России, и многие организации, которые не могли получить желаемые звезды в одном месте, прибегали к услугам другого органа сертификации.
В 1994 году в России были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели - на четыре категории - с присвоением от 1-ой до 4-х звезд
До середины 2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ и имеющие право по просьбе администрации или владельцев отелей проводить сертификацию гостиниц.
Идея разработки национальной системы классификации гостиниц и других средств размещения родилась еще в прошлом веке. Связано это с тем, что в России существовало несколько систем сертификации, по которым гостиницы могли получать «звезды», проходя процедуру оценки соответствия на категорию.
Поскольку туристскую деятельность контролировало министерство экономической политики РФ – приказом от 21 июня 2003 г. было утверждено Положение о «Государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения»: гостиницы оценивались не только по техническим характеристикам и по принципу «есть» или «нет», но и по внешнему виду, качеству услуг, оборудованию и оснащению номеров т. п. Для этого была введена балльная оценка.
Были точно определены категории номеров.
ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002: классификация гостиниц не может быть обязательной; любое физическое и юридическое лицо может проводить классификацию ГП.
2004 г. – административная реформа (департамент туризма переходил из ведомства министерства минэкономразвития в подчинение федеральному агентству по туризму) – начался период простоя, дотянувшийся до лета 2005 г. Стало понятно: система требует доработки (в частности, необходимо было учесть малые средства размещения, номерной фонд которых менее 50 номеров).
Доработанная Система классификации гостиниц и других средств размещения была утверждена приказом Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 21.07. 2005 г.
Оценка средств размещения стала проводиться экспертной комиссией, проверяющей соответствие объекта требованиям нормативных документов, а Аттестационная комиссия присваивала категорию по результатам оценки. Важной особенностью являлось то, что экспертная комиссия оценивала состояние всех номеров средства размещения, ориентируясь на самое худшее из увиденного.
Из списка категорий была исключена позиция "без звёзд".
Был определен особый подход к пансионатам, домам отдыха и другим загородным объектам.
В состав Аттестационной комиссии входили представители администрации регионов, специалисты из известных гостиниц, представители общественных организаций, связанных с туристской деятельностью (например, Российская гостиничная ассоциация), руководители крупных турфирм.
Система классификации работала до декабря 2009 г.
После внесения в декабре 2009-го изменений в Закон об основах туристской деятельности в статью 5 в ней появилась часть 2: «стандартизация и классификация объектов туриндустрии», классификация гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей аккредитованными организациями.
После этого действующая система утратила право подтверждать категории гостиниц.
Правительство возложило обязанность классифицировать объекты туриндустрии на Минспорттуризма РФ.
В мае 2010 г. В. Мутко подписал соответствующий приказ, в приложении к которому была опубликована система классификации гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей.
Приказ Минспорттуризма РФ № 461 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» от 07.05.2010 г
Дополнительные изменения в Закон об основах туристской деятельности были внесены 30 июля 2010 года: в статье 5 этого закона появилась часть 3, в которой говорится, что аккредитовывать организации, которые смогут заниматься классификацией объектов туриндустрии, будут региональные органы исполнительной власти по поручению Минспорттуризма. Оно же будет разрабатывать порядок аккредитации.
25 января 2011 г. вышел новый приказ Минспорттуризма России № 35 о порядке классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи.
Теперь вместо аттестационной комиссии оценку соответствия объектов туристской индустрии будут проводить аккредитованные региональные организации.
Организационную структуру Системы образуют:
- заявители (направляют заявку на проведение классификации гостиницы и иного средства размещения в аккредитованную организацию; на основании свидетельства о присвоении категории получают право на применение Знака категории, а также использование "звезд" в целях информирования потребителей и при проведении рекламной кампании; обеспечивают соответствие гостиниц и иных средств размещения требованиям, установленным в настоящей Системе; информируют аккредитованные организации обо всех изменениях, влияющих на результаты оценки, полученные при классификации; осуществляют корректирующие действия в соответствии с рекомендациями, данными в ходе проведения оценки);
- аккредитованные организации (осуществляют классификацию путем проведения оценки соответствия гостиниц и иных средств размещения требованиям, установленным в настоящей Системе, принимают решение о присвоении категорий и оформляют свидетельство о присвоении категории);
- Минспорттуризм России (подготавливает предложения по совершенствованию настоящей Системы; формирует перечень гостиниц и иных средств размещения, прошедших классификацию; осуществляет взаимодействие с зарубежными системами классификации гостиниц и иных средств размещения; осуществляет сбор и анализ информации по вопросам классификации; осуществляет пропаганду в области классификации гостиниц и иных средств размещения);
- Комиссия по апелляциям (собирается по мере необходимости и рассматривает апелляции по вопросам, связанным с классификацией).
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.