Тема 4. Туристический рынок
1. Сущность содержание и функции туристического рынка.
2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие.
3. Закономерности и особенности функционирования туристического рынка и его сегментация. Поведение производителей туристических услуг и их потребителей на туристическом рынке.
1. Сущность, содержание и функции
туристического рынка
Туристический рынок можно рассматривать в качестве:
совокупности покупателей и продавцов туристического продукта;
инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта;
сферы реализации туристического продукта;
сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта.
В широком плане туристический рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). При этом следует иметь в виду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Они могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристического продукта, например посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристический рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной.
Более полно туристический рынок можно определить как сферу реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристического продукта, т.е. между туристом, турагентством, туроператором.
Туристический рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта. Каждый производитель и потребитель туристического продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристического продукта. Поэтому рынок — своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристического хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристическом продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра.
Сущность туристического рынка выражается в его функциях. Функция (от лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории — это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.
Функции туристического рынка отражают форму проявления туристической деятельности и ее назначение в обществе.
Туристический рынок выполняет следующие функции:
реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристическом продукте;
организацию процесса доведения туристического продукта до потребителя (туриста);
экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристическим рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристический продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристическом продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.
Функция организации процесса доведения туристического продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Турист, реализуя собственные денежные средства в обмен на туристический продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристический рынок непосредственно способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
Содержание функции экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что на туристическом рынке в процессе обмена (деньги на туристический продукт) распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
Работники туристической фирмы при продаже туристического продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристического продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристической индустрии.
Туристический рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристического продукта.
Емкость туристического рынка — его способность «поглотить» то или иное количество турпродукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристического предложения. Емкость туристического рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на турпродукт при той же емкости рынки (общего объема спроса) потребность в туристическом продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении — увеличивается.
На туристическом рынке сталкиваются спрос на турпродукт, который предъявляет турист, и предложение туристического продукта, которое предлагает турфирма.
Спрос на туристический продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристическом продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение на туристическом рынке — это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.
Предложение туристического продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие его производителей, уровень развития туристической индустрии, объем туристических ресурсов.
Обмен спроса на предложение на туристическом рынке означает обмен денег туриста на турпродукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой — создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристический продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос. Если спрос превышает предложение — цены поднимаются; если же предложение превышает спрос — цены снижаются (рис. 4.1.1).
Спрос Предложение
Предложение Спрос
Рис. 4.1.1 Взаимодействие спроса и предложения на
туристическом рынке
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.