logo search
hristov

Направления индуизма

В индуизме выделяется много направлений. Это шиваизм (шай-визм, шайва-дхарма), вишнуизм (вайшнавизм, вайшнава-дхарма), щактизм, шайва-сиддханта, тантра (64 направления), адвайта, датта сампрадая, аштанга-йога (йоганда, йога), самкхья и др. Некоторые специалисты указывают в составе индуизма такое течение, как смартизм. В отечественной литературе распространено деление санатана дхармы на три основные течения — шиваизм, вишнуизм и шактизм, но это, как кажется автору, слишком упрошенный подход, не учитывающий огромного разнообразия школ и направлений индуизма. Также принято выделять 8 философских школ, из которых 2 — буддизм и джайнизм — не признают авторитета Вед, а 6 других (ортодоксальных) признают. Это Веданта, Миманса, Ньяя, Вайшешика, Йога и Самкхья.

Шайвизм распространен на территории всей Индии, вишнусам-прадая — также по всей стране, но в первую очередь — в шт. Орисса, Западная Бенгалия, на востоке шт. Андхра-Прадеш, т. е. на востоке страны. Шактизм особенно силен в шт. Западная Бенгалия и Ассам, но присутствует во всей Индии. Шайва-сиддханта — шт. Тамил-наду, датта сампрадая — шт. Махараштра, Андхра-Прадеш, Карнатака, тантра — север Индии, Гималаи — шт. Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Уттар-Прадеш. Адвайта и йоганда распространены на территории всей страны.

Как утверждает Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, шиваиты (шайвы) ставят целью осознание своей тождественности с Шивой в совершенном, неразрывном союзе (нирвикальпа-самадхй). Такая самореализация может быть достигнута в этой жизни, что в момент смерти физического тела дает возможность обретения мокши. Промежуточной стадией к окончательному освобождению может быть реализация Саччидананды, опыта переживания истины, знания и блаженства. Преданные Господа Шивы достигают союза с ним благодаря милости Духовного Учителя — Садгуру. В шиваитских храмах Шива почитается в образе лингама — символа, отражающего творящее, воспроизводящее начало.

Шактисты (шакты) стремятся к единству с Шивой через Шакти (женское божественное начало). По милости Шакти происходит единение с трансцендентным Шивой.

Целью последователей вишнуизма (вайшнавов) является освобождение, достижимое только после смерти, когда малое «я» реализует союз с богом Вишну в качестве его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Высочайшей практикой вайшнавов является воспевание имен аватар Вишну — Кришны и Рамы.

Главной целью стартов выступает мокша, осознание себя Брах-абсолютной и единственной Реальностью, а также освобождение от сансары. Для этого нужно преодолеть состояние авидьи, неведения, из-за которого мир кажется реальным. Для самореализовавшегося существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле, все иллюзии исчезают. Когда приходит смерть, его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман. Сравнение ряда школ индуизма приводится в таблице 9.

Таблица 9. Сравнение шиваизма, шактизма, вишнуизма и анархизма 23

Мировоззренческие вопросы

Шиваизм

Шактизм

Вишнуизм

Смартизм

1

2

3

4

5

Личност-

Шива

Шри Деви,

Вишну, муж-

Ишвара, муж-

ный Бог

Так же

или Шакти,

ского пола По-

ского или жен-

или

храмовое

почитаются

женского

читаются Его

ского пола, по-

,

Ганеша и

пола Она

аватары, осо-

читаемый^ ая)

храмовое

Карттикея

почитается

бенно Нри-

как Вишну,

божество

как Великая

симха, Рама и

Шива, Шакти,

Мать — Пар-

его супруга

Ганеша, Сурья

вати, Лакш-

Сита, Криш-

или любое дру-

ми, Сара-

на и его супру-

гое божество по

свати, Кали

га Радхарани

выбору человека

Природа

Шива —

Шакти

Вишну полон

Ишвара — ан-

личност-

чистая

одновремен-

любви и

тропоморфное

ного Бога

любовь и

но милости-

прекрасен.

Божество в

сострадание.

ва и гневна

Он — объект

соответствии с

Он имма-

Ей делаются

преданного

выбором, кото-

нентен и

жертвопри-

служения

рый человек

трансцен-

ношения

человека

делает для

дентен

поклонения

Душа и

Бог Шива и

Божествен-

Бог и душа

Ишвара и чело-

Бог

душа — од-

ная мать,

вечно раз-

век — абсолют-

но и то же.

Шакти —

дельны. По

ный Брахман.

Душа дол-

посредница,

милости

В майе (иллюзии)

жна осоз-

дарующая

Вишну душе

душа и Ишвара

нать эту ис-

мокшу тем,

суждено

кажутся двумя.

тину милос-

кто служит

поклоняться

Высшее знание

тью Госпо-

Ей

и радоваться

рассеивает эту

да Шивы

Богу

иллюзию

Природа

Шакти —

Шакти —

Божественные

Шакти — боже-

Шакти

энергия и

активное,

спутницы —

ственная форма

разум бога

имманент-

неотъемлемые

Ишвары. Это

Шивы

ное Бытие,

энергии

проявляющаяся

единое с

Вишну и его

энергия Бога

Шивой

инкарнаций

(например,

Сита у Рамы)

Основные

Веды,

Веды, Шак-

Веды,

Веды, Агамы,

писания

Шайва-

та- агамы

Вайшнава-

классические

агамы

(Тантры),

агамы,

смрити —

и Шайва-

Шакта-

Вайшнава-пураны

Пураны и

пураны

пураны,

(особенно Шри-

Итихасы,

Чаньди,

мад- Бхагаватам) ,

особенно

Деви махат-

Итихасы (Рамаяна

Бхагавад-гита

мьям

и Махабхарата

(особенно Бхага-

вад-гита))

Среди многих практикующих и духовных искателей в России сложилось сильно упрощенное, а точнее, неверное понимание того, что такое тантра. Под тантрой фактически понимаются сексуальные практики. На самом деле тантра представляет собой секретное учение, передающееся от учителя к ученику. В тантрических практиках повторяется мантра, выполняются визуализации, ритуалы, мудры (специальные положения пальцев рук), могут делаться дыхательные упражнения. Однако все это обслуживает практику мантры.

В тантрических практиках иногда присутствуют и половые отношения, но их цель — не только нарушение запрета, но и реализация божественного через слияние мужских и женских энергий. Следует отметить, что сексуальный аспект является далеко не главным в тантризме. В исконном тантризме сексуальный аспект практик возможен только при отсутствии зависимости от желаний. Сильная тантрическая традиция имеется в буддизме, о чем говорилось выше.

На формирование индуизма сильно повлияли мистики и философы Ади Шанкарачарья (VIII в.), Рамануджачарья (XI—XII вв.), Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (XV—XVI вв.) и Шри Ра-макришна Парамахамса (XIX в.). Шанкарачарья во многом возродил индуизм, испытывавший в тот период упадок, но сам был достаточно близок к буддизму. На развитие индуизма также сильное влияние оказал ислам.

В XIX и XX вв. одновременно с борьбой за независимость Индии шло возрождение индуизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся деятель Индии Махатма Ганди, выступавший за упразднение кастового строя и внедрение принципа ахимсы — ненасилия. Шри Ауробиндо обогатил индуизм, разработав систему интегральной йоги, в которой совмещаются мистицизм Востока и рационализм Запада.

В завершение разговора об индуизме имеет смысл сказать несколько слов о йоге, методе освобождения человека. В современном западном мире под йогой в основном понимают физические упражнения, входящие в состав хатха-йоги. Кроме того, существует раджа-йога («царственная йога»), включающая 8 этапов обучения, контролируемых опытным наставником. Сюда входят пять ограничений и пять предписаний, физические и дыхательные упражнения, техники сосредоточения и медитации. Восьмая ступень раджа-йоги — состояние самадхи, при котором человек переживает состояние сверхсознания. Самадхи имеет свои уровни, высший из которых — осознание человеком своей тождественности с Брахманом.

Существуют также бхакти-йога, карма-йога и джняна-йога (что синонимично путям — марго, о которых говорилось выше). Существует также кундалини-йога, цель которой поднятие заложенной в основании человеческого тела энергии кундалини к макушке, где она сольется с атманом (индивидуальным Я). В наше время йогические практики стали широко применяться на Западе и в России. На самом деле йогой может заниматься человек любого возраста, профессии и вероисповедания, поскольку йога помогает нам раскрыть наш огромный внутренний потенциал. Видный учитель хатха-йоги на Украине и в России А. Сидерский говорит, что хатха-йога дает человеку силы, которые он сможет использовать для своего развития во многих областях жизни.