logo search
hristov

3. Формы, типы и категории религиозного туризма

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным.

Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают мар-

шрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

При неорганизованных поездках туристы не прибегают к помощи фирм-посредников, реализующих свой туристский продукт. Они планируют и самостоятельно осуществляют свою поездку. Неорганизованные поездки имеют большое преимущество в том, что путешественник не привязан к определенной программе мероприятий и может уже на месте спонтанно корректировать свой маршрут в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. К внутренним обстоятельствам можно отнести психологические мотивы, влияющие на принятие решения посещать или не посещать те или иные места, внести корректировки в маршрут. К внешним обстоятельствам можно отнести финансовое состояние туриста, от которого зависят его возможности в оплате тех или иных услуг, поступление новой информации о различных объектах привлечения его интереса тогда, когда он уже находится в поездке. Сюда можно включить изменения погодных условий, а также возникновение или обострение различных религиозных и (или) политических конфликтов.

В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1 — 5 человек, группового — от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 часов, 3 — 5 часов, 6—8 часов, 9—11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью 1 — 3, 4—7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.

Путешественниками в зависимости от их возраста могут быть дети, путешествующие с родителями, молодежь (15 — 24 года), достаточно молодые, экономически активные люди (25 — 44 года), экономически активные люди среднего возраста (45 — 64 года), путешествующие обычно без детей, пенсионеры (от 65 лет)2.

Туристы во время путешествий пользуются различными средствами транспорта. Они могут добираться до мест назначения авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. На различных этапах поездки могут использоваться разные виды транспорта. Например, если паломничество или экскурсия проводится далеко от места проживания путешественника, он может воспользоваться авиационным или железнодорожным транспортом. А на местных маршрутах и (или) при перемещении на небольшие расстояния — автомобильным. Следует также учесть, что на определенных этапах паломничества или на частях маршрута паломники могут не пользоваться никаким транспортом, перемещаясь пешком. Это, как уже отмечалось, является подвижничеством, обусловлено сознательным намерением взять на себя тяготы, для того чтобы укрепиться на духовной стезе. При этом возможности для пользования определенными средствами транспорта могут быть или не быть.

Религиозный туризм может быть разных типов в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Если паломники или экскурсанты путешествуют в пределах своей страны, то это — внутренний туризм. К въездному туризму относятся посещения той или иной страны гражданами других государств. Выездной туризм представляет собой отбытие граждан соответствующей страны в туристскую поездку по другим странам.

Сочетания этих типов приводят к формированию категорий туризма. Так, путешествия по территории страны ее граждан, а также посетителей из других стран (т. е. внутренний и въездной туризм) называются туризмом в пределах страны. Всю совокупность поездок экскурсантов и паломников какой-нибудь страны как в ее пределах, так и по другим государствам (внутренний и выездной туризм) определяют понятием национальный туризм. Въездной и выездной религиозный туризм наряду с другими видами туризма войдет в понятие международный туризм (рис. 1).

Внутренний

Национальный

Въездной

Туризм в пределах страны

Выездной

Международный

Рис. 1. Типы и категории туризма

4. ИНДУСТРИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

Определение и сектора индустрии религиозного туризма

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.

1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. Сектор «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

3. Сектор «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. Сектор «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

- культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Многие святилища синтоизма включают культовые сооружения и природные объекты (храм в священной роще у воды). В учебном пособии будет идти речь о святых местах религий и религиозных центрах. Эти понятия перекликаются друг с другом. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких пунктах стоит храм с чудотворной иконой, или раньше жил, например, известный святой, духовный учитель (гуру), аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Например, понятие святого места для ислама практически неактуально, как, впрочем, и нахождение какого-либо священного предмета в религиозном центре. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.