logo search
hristov

Буддийские религиозные центры в Мьянме

Мьянма интересна тем, что в ней сохранились самобытные народные традиции и культура. В этой стране очень большое число буддийских ступ (пагод). Одни из них были разрушены в результате войн и стихийных бедствий или заброшены, другие продолжают привлекать паломников и экскурсантов. Следует отметить, что непростое внутриполитическое положение в этой стране сильно тормозит развитие въездного туризма. Однако очень богатые культурно-исторические ресурсы могут способствовать развитию в будущем въездного туризма, в том числе его религиозной составляющей.

В Мьянме есть много религиозных центров. Назовем некоторые из них. В столице страны Янгоне находится знаменитая ступа Шу-эдагоун. Ступа — один из крупнейших архитектурных ансамблей Юго-Восточной Азии. К северо-востоку от Янгона находится паломнический центр Пегу. Паломники почитают скульптуру лежащего Будды — самую большую во всей стране. Ее длина — 55 м, высота — 15. В Пегу также стоит пагода Шуэмаудау высотой 115м.

На севере страны находится ее бывшая столица — Паган. В Пагане стоят как «большие», так и «малые» храмы и пагоды. «Большими» являются Швейзигон, Мингалазеди, Швейсандо. Ансамбль пагоды Швейзигон — самый крупный среди построек Пагана. В святилище Швейзигона находятся реликвии буддизма — лобная кость Будды и его зуб. Реликварий Швейсандо содержит волосы Будды. В Пагане воздвигнута белоснежная ступа Махабодхи. Она была в свое время построена по чертежам одноименного храма в Индии. В белоснежном храме Ананда помещены статуи четырех Будд. Будда Гаутама стоит лицом к западу. Перед ним стоят две каменные скульптуры — коленопреклоненный человек (король Тилуин Мая) и худой аскетичный старец (монах Шин Арахан).

В центре страны находится город Мандалай. Он известен тем, что в 1871 г. здесь проходил пятый буддийский собор. Интересно, что между этим собором и четвертым, проходившем на Шри-Ланке, минуло около 1900 лет. Этот собор длился пять месяцев. Во время его сверялись священные тексты буддизма. После этого события была построена уникальная пагода Кутодо. Здесь в камне выполнена своеобразная «книга» буддизма — 729 мраморных плит с выгравированными на них священными текстами буддизма и именами преданных этой религии бирманских королей. Мраморные «страницы» окружают центральную ступу длинными рядами. В Мандалае для бронзовой четырехметровой статуи Будды Махамьямуни построен большой храм Пейаджи. В этом же городе на вершине Мандалайского холма высится скульптура стоящего Будды.

С Рамешова увлекательно описывает свое путешествие к этой статуе. Склоны самого холма были усеяны глиняными черепками. В них превратились кувшины, приносившиеся в дар Будде. Кувшины разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. Здесь также — скульптурное изображение темы встреч, побудивших Сиддхартху покинуть царский дворец в поисках истины. Это старец, прокаженный и покойник. Все три фигуры раскрашены. У больного человека выступили ребра, старый немощный человек одет в лохмотья, тело умершего раздирают грифы.

По преданию, сам Будда читал свои проповеди, находясь на вершине Мандалайского холма. Паломники почитают здесь священный след Будды — углубление в скале, выложенное золотыми пластинами и огороженное решеткой. На решетке висят дары посетителей — цветы, ленты, куски ярких тканей [Рамешова, 1987].

В Мьянме в 50-е гг. XX в. была построена Пагода Мира в ознаменование 2500-й годовщины ухода Будды в махапаринирвану.