logo search
hristov

1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания

Индуизм признает множество путей постижения единой истины в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. В индуизме так и не возникли общий для всех символ веры, единообразная религиозная доктрина, хотя попытки их создания предпринимались. В индуизме, в отличие от христианства, ислама и их многочисленных направлений, отсутствует утверждение, что только этот путь приведет к спасению, а не вставшие на него будут обречены на вечные муки. Индуизм приемлет все доктрины, ведущие к Богу.

В индуизме под одной крышей могут уживаться адвайта (монизм, недвойственность), утверждающая, что существует лишь Бог, а все остальное — Его проявления, и двайта (дуализм), по которой Бог является личностью со своими предпочтениями, симпатиями и антипатиями. Для индуизма характерно страстное поклонение богам. Однако среди индусов есть и последователи, правда, крайне малочисленные, своеобразного атеистического течения локаята. В каждом штате, в каждой местности существуют свои особенности религиозной жизни индусов. В индуизме отсутствует церковная иерархия. Центрами культовой деятельности служат храмы, обладающие большой автономией. Духовные учителя, живущие в ашрамах (духовных центрах), — живые носители традиции.

Само слово «индуизм» происходит от персидского слова «хин-Ду». Самоназвание индуизма — санатана дхарма, что можно перевести как «вечная религия», «вечный закон». Индусы считают свою религию вечной, развивающейся в соответствии с ритмами развития Вселенной. И этому действительно есть подтверждения. Все религии древности — египетская, шумерская, греческая, римская прекратили свое существование. А санатана дхарма, подвергаясь сильному, часто разрушительному воздействию вначале мусульман, а потом европейцев, смогла выжить, приспособившись к новым реалиям.

Ученые выделяют несколько этапов развития индуизма — ведийский, период упанишад, пуранический, средневековый и современный. Однако это деление очень условно. В ведийский период основное внимание уделялось ритуалам. Многочисленные жертвоприношения символизировали изначальное жертвоприношение первочеловека Пуруши, из различных частей тела которого произошли объекты этого мира, в том числе и люди.

В индуизме отсутствует личность основателя. Для этой религии характерны супрамонотеизм и пантеизм. Божественным источником мира является Брахман — Дух Вселенной. Брахман проявляется в мире через многочисленных богов, основные из которых: Брахма — создатель видимой материальной вселенной, Вишну — ее охранитель и Шива — разрушитель отжившего и тот, кто создает предпосылки для рождения нового. В индуизме есть три основных семейства богов: семейства Брахмы, Вишну и Шивы. Каждый Бог имеет женскую половину. У Брахмы — Сарасвати, у Вишну — Лакшми, у Шивы — Парвати. Каждое женское божество (как и мужское) имеет свои аспекты. Например, у Парвати — это богини Дурга, Ума, Кали. Все формы и аспекты женских божеств объединяются в образ Вселенской Матери, известной как Лалита Деви, или Раджараджешвари. Вселенский дух — Брахман присутствует везде. Поэтому мы можем сказать, что дерево, животное, человек — это Брахман. В индуизме существует фраза тат твам аси, что переводится, как «То ты есть» («То» — имеется в виду Брахман). Но Брахмана нельзя свести к многообразию объектов феноменального мира, он непостижим чувствами и разумом и не может быть описан словами. Поэтому Брахман — это не дерево, не животное, не человек.

Боги могут иметь воплощения — аватары, приходящие на землю в критические периоды ее развития для поддержания праведности (Дхармы). Так, Вишну имеет десять аватар, самые известные из которых — Рама и Кришна. Шива также имеет свои аватары.

Основными концепциями индуизма являются идеи дхармы, кармы, сансары и мокши21. Эти понятия уже фигурировали в главе, посвященной буддизму. В индусском понимании карма — это результат действий человека в прошлом, в том числе в прошлых жизнях. Человек имеет определенное здоровье, семейное, социальное, имущественное положение, продолжительность жизни, круг общения и т.д. в результате своей кармы. Карма абсолютно объективна. В индуизме отсутствует концепция вечного пребывания в аду. Карму, даже очень негативную, можно отработать. Душа человека — джива (дживатман) — получает новые телесные воплощения в зависимости от того, какая карма была накоплена в прошлых воплощениях. Не достигая освобождения, обусловленная душа попадает в круговорот перерождений, сансару.

Цель человеческих действий в индуизме — достижение мокши — конечного освобождения. Это освобождение происходит при полном интуитивном осознании тождества Атмана (индивидуального Я) и Брахмана (высшего Я). Как сказал Ади Шанкарачарья, индийский мистик VIII в.: «Освободившись, душа воспаряет к Высшему Свету — Брахману и отождествляется с ним».

Для достижения мокши возможны разные пути (марго). Основные из них:

- карма-марга, путь праведной деятельности, когда индус понимает, что он является инструментом в руках Бога, он стремится сделать любое свое дело наилучшим образом, но не привязан к результату своего труда, так как понимает, что все принадлежит Господу;

- бхакти-марга, путь любви к Богу и преданного служения;

- джняна-марга, путь познания;

- парамабхакти, когда человек обрел высшую мудрость и понял, что достиг ее по милости своего Гуру, Духовного Учителя.

Ход мировых процессов определяется дхармой. Под дхармой можно понимать как космический закон, так и обязанности жизни и поведения обычного человека. В период оформления системы каст дхарма понималась также как обязанности человека в зависимости от его социального положения. Существовало утверждение, что лучше плохо выполнять свою дхарму, чем хорошо чужую.

Майя — это энергия творения Бога. Одновременно этим термином обозначают иллюзорность происходящих в мире процессов. То, что не дает человеку достичь мокши, уводит его в сторону — это авидья, неведение истинной сущности вещей.

Священным Писанием индуизма являются Веды, брахманы, аранъяки, пураны, упанишады, Адьятма Рамаяна, Махабхарата, Брахмасутра (Ведантасутра). Большое значение играют сутры Шанкарачарьи. Этот мыслитель оставил после себя: 1) комментарии (Бхасья) к 8 основным упанишадам, Бхагавад-гите, Веданта-сутре; 2) свои собственные сутры адвайта-веданты — Вивека чу-дамани, Нирвана садкам, Атмабодха и др. Такие Священные Писания, как Веды, относят к шрути («услышанные»). Они считаются исходящими от Бога, их услышали легендарные мудрецы — риши. Очевидно, риши были люди с глубоким уровнем развития сознания, умеющие воспринимать тонкие грани реальности. Говоря современным языком, они, очевидно, могли настраиваться на Высшее сознание, Высший разум и постигать многие поистине удивительные вещи. Наряду со шрути в индуизме авторитетом пользуются также произведения смрити («запомненные»). Смрити являются своеобразным Священным Преданием индуизма. Сюда относятся дхарма-шастры (социальные нормы и предписания, в том числе знаменитые Законы Ману), а также другие произведения.

Древнейшими произведениями являются Веды. Утверждается что Веды — это «живое шептание Бога». Их четыре:

1) Ригведа, Веда гимнов богам. В Ригведе насчитывается 1028 гимнов. Эти гимны произносятся теми, кто совершает ритуалы;

2) Яджурведа, собрание священных жертвенных формул, читаемых брахманами;

3) Самаведа — Веда напевов;

4) Атхарваведа — Веда магических формул.

Долгое время Веды передавались из поколения в поколение изустно и, как считает ряд ученых, лишь где-то на рубеже старой и новой эры были записаны. Хотя, возможно, Веды были записаны гораздо ранее.

Брахманы — это пояснения к ритуалу, араньяки («лесные книги») — рассуждения о значении ритуала. Известны сотни упанишад, из которых 108 являются каноническими. Упанишады вначале, так же как и Веды, передавались из уст в уста. Брихадараньяка и Чхандогья упанишады являются самыми длинными, они написаны прозой со стихотворными вставками. Остальные имеют форму стихов.

Упанишады представляют собой философские рассуждения и наставления, часто передаваемые от учителя ученику. Причем в ряде случаев один собеседник начинает делать наставления другому, но, обнаружив, что тот превосходит его по знаниям, быстро умолкает и становится учеником. Учителями в упанишадах могут быть люди различных сословий, боги, например Агни (бог огня), мудрецы прошлого и даже животные (бык, фламинго или водяные птицы).

Упанишады отражают переход древнего индуизма на совершенно иной уровень развития. Как уже говорилось, в ведийской религии средством к освобождению человека являлось строгое соблюдение ритуалов.

Упанишады заложили основу философской системы Веданта, что переводится как «завершение вед».

В индусском обществе сложились четыре варны. Это:

1) брахманы — высшее сословие, священнослужители;

2) кшатрии — правители, воины;

3) вайшьи — ремесленники, земледельцы, торговцы;

4) шудры — слуги, рабочие.

На базе четырех варн образовались многочисленные касты — джати. Также существовали неприкасаемые, не входящие в касты В современной Индии правительство проводит политику отмены кастового строя, однако кастовые предрассудки остаются все еще сильными.

Интересной особенностью индусской картины мира является то, что здесь отсутствует четкая грань между светским и религиозным. Бог присутствует везде, а следовательно, религиозную окраску будут иметь все действия и поступки. Например, рождение ребенка — очень значимое событие, так как душа получает новое воплощение. Даже кремация умершего — это последнее жертвоприношение богам, когда сжигается тело, отслужившее душе свою службу. Вообще индусская религиозность пропитана идеей жертвоприношения. Это отражено и в мифах (миф о жертвоприношении Пуруши).

Итак, мы видим, что «многими своими чертами он (индуизм. — Т.Х.) разительно отличается от... христианства. В самом деле, индуизм представляет собой пеструю и причудливую смесь разнообразных верований, мифов, ритуалов, теологических построений, философских прозрений, социальных предписаний, поведенческих нормативов и многого другого. Эта смесь объединена в нерасторжимое органическое целое глубинными смысловыми связями» [Альбедиль, 2000].