3. Предмет экономики туризма
Диалектика учит: всякое общее проявляется в особенном, особенное — в конкретном. В туризме как особой и самостоятельной сфере хозяйства, с одной стороны, действуют общие закономерности экономического развития (границы производственных возможностей, законы повышения эффективности производства, стоимости, спроса и предложения, конкуренции, ценообразования), формируются факторные доходы, обостряются или разрешаются проблемы рыночного равновесия, правила и нормы «экономической игры» определяются отношениями собственности и др.
С другой стороны, туризм — это особый вид деятельности человека и специфическая сфера народного хозяйства. Общие закономерности экономического развития в сфере туризма приобретают специфические черты и проявляются через особенное, а особенное, в свою очередь, через конкретную деятельность данной туристской организации.
В экономическом отношении туризм рассматривается как:
определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;
часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;
экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);
общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристического продукта, его потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют процессы, происходящие в туризме, прогнозируют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом;
современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристической экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристических услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристический продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристических услугах.
Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:
объективные факторы, порождающие потребности людей в туристических услугах;
содержание и характер потребностей людей в туристических услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
экономическое поведение людей, потребляющих туристический продукт, и их (туристов) интересы;
экономические особенности процессов производства туристического продукта, анализ туристической индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристического продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма, как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
экономическая и социальная эффективность туризма, как на микроуровне, так и на макроуровне.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.