logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

1. Цена и ценообразование в туризме

Английская поговорка гласит: «Стоимость — это соглашение, а цена — это политика». На сегодня нет единого определения сущности цены. Каждая экономическая теория дает свое определение.

Современная экономическая теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой — предельным издержкам, которые, в свою очередь, определяются предельными приращениями в продуктивности факторов производства.

Сущность цены проявляется в следующих функциях:

Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.

Содержание стимулирующей функции цены выражается в следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества продукции, освоение новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышенную рентабельность новых изделий по сравнению с ранее выпускаемыми.

Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необходимую информацию, как для покупателя товара, так и для продавца его.

Цена является также инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта и имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел определяется спросом на данный товар.

Следовательно, величина цены на туристический продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт.

Цены на туристический продукт являются разновидностью цен на услуги вообще. В РБ цены формируются на основе следующих нормативных документов: Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), Положения о порядке формирования и применения цен, тарифов на товары и услуги № 43 от 22.04.1999 г.

Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:

Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимальной величины. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменение общественно необходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на туристический продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье); некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида уровня цен – внутренние и внешнеторговые. Например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов устанавливаются в долларах США и более высокие, чем для отечественных туристов. Цены на услуги туризма для отечественных туристов устанавливаются в рублях. Особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).

На цену туристического продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.

Цена на услуги туризма включает следующие элементы: стоимость сырья (например, продуктов для приготовления пищи и др.); текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг; прибыль; косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).

Структура цены на услуги туризма представлена на рис. 11.1.1.

Цены на туристический продукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности турфирм.

Стоимось товаров и сырья (для приготовления пищи)

Текущие расходы на производство, реализацию, организацию потребления услуг туризма

Косвенные налоги (по отдельным видам услуг туризма)

Прибыль туроператора

Скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг туризма

Надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента

Себестоимость услуг туризма

Продажная цена туристского продукта (тура)

Рис. 11.1.1. Структура цены на услуги туризма

Цена на туристический продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта, так как между ними существует тесная взаимосвязь. Как правило, снижение цены ведет к росту спроса на туристический продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; в свою очередь, улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристический продукт.

Уровень цен значительно влияет на объем реализации туристического продукта. Однако это влияние имеет свою специфику, которая обусловлена следующими моментами:

Туристические фирмы предоставляют скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха. Широко применяются сезонные скидки.

Цена на туристический продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую плату за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.

Рассмотрим особенности ценообразования на туристический продукт на услуги по проживанию в гостинице (гостиничный продукт).

При разработке цен на гостиничный продукт учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристического бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:

В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:

Например, гостиница предлагает свой гостиничный продукт (услуги, включающие транспортное обслуживание, встречу, проводы, проживание и т.д.).

Турагент покупает гостиничный продукт по цене «нетто», не имеющий фирменной отметки, и обязуется продать его под своим именем, осуществляя контроль за бронированием мест. Турагент покупает у гостиницы определенный контингент мест и при подписании договора платит 10% стоимости. Он обязуется реализовать определенный процент (квоту) этого контингента. За непроданные места турагент должен заплатить гостинице определенный процент.

Если же, напротив, турагент продает больше взятой им квоты мест, то он получает возможность покупать по более дешевым ценам. Турагент сам выпускает каталог турпоездок, устанавливает цену на турпоездки с учетом платежеспособности контингента туристов, своих доходов и расходов.

Цена на туристический продукт определяется методом нормативной калькуляции.

При этом следует иметь в виду следующие особенности ценообразования в туризме. Туристический продукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, групповод и т.п.).

Цена турпакета на одного туриста, т.е. стоимость туристской путевки, определяется по формуле

где:

— цена турпакета на одного туриста, руб.;

— себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором, руб;

— косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма, руб.;

— прибыль тураператора, руб.:

— скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.;

— комиссионное вознаграждение турагенга, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак « - » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), руб.;

— количество туристов в группе, чел.;

— количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.

При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций:

  1. Туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки.

  2. В условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

Цены на определённые виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т. д.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.

Цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить.

Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека.

При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.

Цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет — скидка 50%, школьникам — 40%.