logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)

Показатели

Турагенты

Туроператоры

Основные средства

Нематериальные активы

Оборотные средства

Из них:

денежные средства

дебиторская задолженность

расходы будущих периодов

прочие активы

3,6

1,4

95

70

18

6

1

2,8

9.2

88

20

62

5

1

Итого

100

100

При этом следует отметить, что в летнее время, на которое приходится пик туристского сезона, доля дебиторской задолженности в составе финансовых ресурсов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%.

Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристического рынка, которое определяется прежде всего тем, что между моментом продажи туристического продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров (рис. 11.2.1.).

4) Для туристических фирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов.

Финансирование туристической деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Заемных средств нет. Это связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность (табл. 11.2.2. ).

Р ис. 11.2.1. Схема потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка

5) Туристические фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов тур фирмы являются собственные и привлеченные средства. Привлеченные средства являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении турфирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому все привлеченные средства можно назвать средствами, приравненными к собственным средствам.

Таблица 11. 2.2.