5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
Под экономическим анализом (ЭА) страхования туристической деятельности понимается совокупность методов и приемов обработки и обобщения показателей бухгалтерской и статистической отчетности страховых организаций, характеризующих результаты их работы.
Задачей ЭА страховых операций туристической деятельности является объективная оценка результатов работы страховой компании, выявление недостатков или резервов защиты застрахованных. Этот анализ занимает промежуточное место между сбором, обработкой экономической информации и принятием управленческих решений.
Принято выделять три вида экономического анализа:
предварительный, который предшествует принятию управленческих решений и главной задачей ставит изучение имеющейся информации;
оперативный, максимально приближенный ко времени проведения страховых операций. Главная задача — решение частной, конкретной проблемы;
последующий — это анализ итогов работы за месяц, квартал, год.
Его составляющие: системность и комплексность используемой информации, бухгалтерской и статистической отчетности.
Экономический анализ проводится с помощью группировки, разложения обобщающих показателей на частные, сравнения и факторного анализа.
В практике страхования туристической деятельности важнейшими приемами являются сравнение и факторный анализ. Однако сравнение будет корректирующим, а анализ — качественным лишь при сопоставлении адекватных показателей, что обеспечивается только единой структурой страховых тарифов и экономических нормативов.
Анализ страховых операций туристической деятельности осуществляется на основе специфических показателей, таких как страховая сумма, её убыточность, уровень страховых выплат.
Страховые экономические показатели подразделяются на три группы: абсолютные, относительные, средние.
Абсолютные показатели имеют денежное или натуральное выражение и содержатся в бухгалтерской или статистической отчетности (например, страховые платежи, выплаты, количество заключенных договоров и т. п.).
Относительные — представляют собой результат разработки отчетности — процентное отношение одних страховых показателей к другим (уровень, норма выплат, рентабельность и др.).
Средние — отражают наиболее типичные процессы, происходящие в страховании (страховую выплату, нагрузку на агента и др.).
Базой анализа страховых операций является нормативно-справочная информация (данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, плановые показатели). В практике страхования туристической деятельности финансовый результат определяется сальдовым методом, путем сопоставления доходов и расходов.
Основным источником доходов от страховых операций туристической деятельности являются страховые взносы, а также инвестиционные вложения временно свободных денежных средств в прибыльные научные и народнохозяйственные проекты, новые технологии и виды страхования.
Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты (страховое обеспечение при ЛС и страховое возмещение при ИС и СО).
Предпочтительным методом оценки абсолютных показателей является факторный анализ. Он позволяет выявить не только факторы, влияющие на объемы страховых выплат, платежей, но и причины их роста или падения. Например, к факторам, влияющим на снижение страховых платежей, можно отнести политическую нестабильность общества, низкий уровень материального состояния граждан, высокий уровень инфляции и др.
Анализ объема страховых выплат производится на основе двух показателей: уровня и нормы выплат.
Уровень выплат (Y) определяется по формуле:
где:
Y— уровень выплат;
S— сумма выплат по данному виду страхования за отчетный период;
O— объем платежей по этому же виду страхования.
Норма выплат (Н) представляет собой удельный вес нетто-ставки в брутто-ставке, т. е.
Если Y превышает Н или приближается к ней, то выясняются причины высокого уровня выплат, что производится с помощью анализа коэффициента убыточности страховых сумм ( ):
где:
средняя выплата по одному договору;
— число произведенных выплат;
— средняя страховая сумма по одному договору;
— количество договоров;
— объем страховых выплат;
Ra> — совокупная страховая сумма.
Влияние каждого фактора, входящего в формулу, на показатель убыточности ( ) может быть определено с помощью метода цепных подстановок или метода разниц.
Показатель убыточности нетто-ставки позволяет сопоставить расходы на страховые выплаты с объемом страховой ответственности страховщика.
Важными для экономического анализа страховых операций туристической деятельности являются расходы на ведение дела, предупредительные мероприятия (ПМ) и отчисления в прибыль.
Расходы на ведение дела закладываются в нагрузку брутто-ставки и являются показателем себестоимости страховых операций. Согласно принятой классификации они включают:
расходы на оплату труда страховых агентов и брокеров (маклеров);
хозяйственные, канцелярские, командировочные расходы;
отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, оплате консультационных услуг;
тантьемы (доли) по операциям перестрахования;
расходы на публикацию годового баланса, заработную плату штатных сотрудников, премии, вознаграждения, надбавки, оплату отпусков и др.
Анализ себестоимости страховых операций основан на изучении динамики относительных показателей затрат на денежную единицу (рубль, доллар и др.) страховых платежей, которые определяются по формуле:
где:
З — затраты на единицу платежей (страховых взносов);
Р— совокупные расходы на ведение дела за определенный период;
П— поступление страховых взносов за тот же период.
Снижение себестоимости страхования конкретной туристской услуги возможно лишь при снижении затрат на отдельные её элементы (соотношение штатных и нештатных работников, привлечение к страховой деятельности работников туристских организаций и др.).
Расходы на предупредительные (превентивные) мероприятия занимают важное место в страховых операциях туристической деятельности. Они предназначены для упреждения возможных страховых случаев при специфических событиях, возникающих, например, во время охоты, рыбной ловли, катания на горных и водных лыжах. Посредством отчислений в фонд ПМ обеспечиваются устойчивость, прибыльность туристического бизнеса и безопасность туристов.
Путем сопоставления доходов и расходов страховой организации определяется финансовый результат операций, или стоимостная оценка итогов ее хозяйственной деятельности.
Критерием финансового результата является балансовая (валовая) прибыль, которая представляет собой разницу между доходом и расходами.
Доход образуется за счет реализации страховых услуг (страховые платежи без НДС и акцизов) и от инвестирования временно свободных средств в прибыльные отрасли (нефтегазовую промышленность), банковские структуры (дивиденды), ценные бумаги (акции, векселя, ГКО и др.).
В затраты входят бюджетные и внебюджетные налоги (подоходный налог, пенсионный фонд, фонды занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования), а также расходы, включаемые в себестоимость продукции (услуг). Балансовая прибыль облагается налогом на прибыль (35— 40%), после чего образуется чистая прибыль, остающаяся в распоряжении страховой организации. Она может быть использована для формирования фондов социального развития, а также для создания резервного и специального фондов (рис. 10.5.1.). Порядок распределения прибыли страховой организации отражается в ее уставе. Основным источником формирования прибыли от страховых операций является «прибыль в тарифах», которая при калькуляции нагрузки закладывается в тарифную ставку как элемент цены на страховую услугу. Доля прибыли в тарифе выражается в процентах. Прибыль от инвестиций и других вложений (в коммерческую деятельность, ценные бумаги и т. п.) — это прибыль страховой организации от участия в деятельности нестрахового характера. Прибыль от страховых операций направляется в фонды развития страхования, социально-культурных мероприятий, резервные, запасные фонды.
Как уже было сказано, в силу непроизводственного характера деятельности страховых организаций национальный доход в них не создается, а прибыль формируется лишь за счет перераспределения средств страхователей. Поэтому анализ прибыли от проведения страховых операций туристической деятельности целесообразно проводить не на основе относительного показателя рентабельности (Р):
, где:
- годовая сумма прибыли;
- сумма доходов за год.
а по показателю уровня доходности ( ), который определяется как отношение годовой суммы прибыли к годовой сумме платежей:
где:
— прибыль;
— платеж.
Рис. 10.5. 1.Финансовый результат страховой деятельности
Анализ страхового портфеля может быть самостоятельным объектом исследования, включающим его величину, структуру и динамичность.
Величина страхового портфеля может выражать: число застрахованных объектов; общую страховую сумму (объем ответственности, принятой на себя страховщиком).
В первом случае величина страхового портфеля будет выражена в количественных единицах, во втором — в денежных единицах.
Структура страхового портфеля определяется соотношением видов страхования, его формами, низкими и высокими страховыми суммами. На структуру страхового портфеля оказывает существенное влияние и ассортимент страховых услуг (использование системы ассистанс, страхования туристов с репатриацией и без репатриации и др.).
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.