4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
Физическая подготовленность является основным принципом предотвращения травматизма. Соответствующая программа снижает риск получения травмы, ее серьезность, если травма уже получена. Чтобы сделать максимальной безопасность тренировочных занятий, нужно иметь адекватную мышечную силу и энергетический баланс, мощность, выносливость, нейромышечную координацию, подвижность суставов, здоровую сердечно-сосудистую систему и хорошо физически развитое тело.
Улучшение отдельных моментов подготовки снижает риск получения травм. Например, укрепление суставных мышц помогает сократить число травм в этой области. Регулярные упражнения могут значительно увеличить силу связок вокруг колена и предотвратить его травмы. Хорошее развитие дает основу для увеличения силы, что помогает стабилизировать суставы. Усовершенствованная система движений важна для того, чтобы избежать травм.
Определение реабилитации. В целом процесс реабилитации можно определить как восстановление нормального функционирования организма. Этот процесс также включает максимальную реализацию физического, психологического, социального, профессионального и образовательного потенциала человека, насколько позволяют его физиологические или анатомические повреждения и объективные ограничения. Комплексная реабилитационная программа должна быть направлена на предотвращение повторном травмы и включает лечение в стационаре, амбулаторное и продленное лечение.
Стадии спортивной травмы — основы реабилитации. С патофизиологи-ческой точки зрения травмы тканей можно разделить на три стадии. Для каждой стадии то, что происходит на клеточном уровне, и последствия на уровне систем организма определяют научное обоснование, на котором строится план реабилитации.
Первая стадия: фаза острого воспаления. Первая фаза спортивных травм характеризуется воспалительной реакцией, сопровождаемой болевыми ощущениями, покраснениями, отечностью и повышением локальной температуры, которое может сохраняться до 72 ч.
Начинать лечение этой стадии следует, как правило, с фиксации травмированной части в неподвижном положении или с ограничения ее движения. Однако надо помнить, что фиксация в неподвижном положении может довольно быстро вызвать негативные явления в различных органах и физиологических системах. Например, метаболический процесс, который ведет к мышечному катаболизму, атрофии, слабости четырехглавой мышцы, начинается уже через несколько часов после фиксации коленного сустава. Не следует использовать реабилитационные средства (такие, как применение теплового воздействия или массаж), которые могут усилить или усугубить воспалительный процесс.
Психологическое воздействие травмы также нельзя игнорировать. Посттравматический период тяжело дается активно выступающему спортсмену, так как его цель — как можно быстрее вернуться в спорт. Важно подробно объяснить ему, что представляет собой его травма, каковы могут быть ее последствия и насколько важен реабилитационный процесс, а также сообщить прогноз и возможные сроки возвращения к соревновательной деятельности.
Лечение и реабилитация на первой стадии. Цели реабилитации на первой стадии включают: 1) защиту спортсмена от ухудшения травмы; 2) снятие боли; 3) купирование отечности; 4) стимулирование нормального процесса заживления. Соответствующая этой стадии стратегия терапии и реабилитации предполагает применение фармакологических препаратов, использование физических средств, фиксацию в неподвижном положении и терапевтические упражнения.
Применение фармакологических препаратов. Наиболее часто применяются не содержащие стероидов противовоспалительные препараты, анальгетики, локальная анестезия и в некоторых случаях инъекции кортикостероидов.
Терапевтические средства. Самое важное средство физиотерапии, используемое на этом этапе, — это криотерапия (прикладывание льда в положении сидя или лежа), компрессия и помещение травмированной части на возвышение — обычно эта комбинация сокращенно называется R.I.C.E. — терапия. Холод помогает снизить температуру тканей, уменьшить кровоток и отек, обеспечить сокращение кровеносных сосудов и облегчить боль и мышечный спазм. Как правило, размельченный лед надо прикладывать на 20 мин каждые 2—3 ч в течение первых 24—72 ч. Кожу следует предохранять от непосредственного контакта со льдом. Компрессия при помощи эластичного бинта и приподнятие травмированной конечности над уровнем сердца могут помочь уменьшить отек (пастозность). Еще один способ облегчить боль на этой стадии — использовать transcutaneous — нервную электростимуляцию (TENS), которая иногда сочетается с прикладыванием льда.
Фиксация в неподвижном положении. Как говорилось выше, на этой стадии может потребоваться фиксация конечности или сустава в неподвижном положении. Фиксация способствует образованию грануляционных тканей, уменьшению размера рубца и лучшему проникновению волокон через соединительную ткань, но, как уже указывалось, она имеет и свои негативные стороны. Сейчас отдается предпочтение фиксации на ранней стадии. Это увеличивает силу tensil тканей, способствует ориентации восстанавливающихся мышечных волокон, стимулирующих рассасывание соединительной рубцовой ткани, улучшает рекапиляцию, уменьшает атрофию и слабость мышц.
Терапевтические упражнения. На этой стадии терапевтические упражнения могут дать положительный эффект для минимизации потери физической подготовки и более быстрого перехода ко второй стадии. Если нет противопоказаний, можно начинать делать упражнения на увеличение амплитуды движений и статические (изометрические) упражнения для поврежденной конечности (сустава) и соответствующих мышц. Упражнения надо выполнять до появления болевых ощущений. Если возможно, следует также ввести поддерживающие упражнения для не травмированных частей тела. Переход ко второй стадии во многом зависит от вида и сложности травмы. В целом желательно начать вторую фазу как можно скорее для того, чтобы ускорить выздоровление и вернуться к тренировкам и соревнованиям.
Вторая стадия: регенерация и восстановление — фаза формирования коллагена и эластичности волокон. Вторая стадия спортивной травмы называется стадией восстановления или фибробластовой фазой. Она продолжается от 48 ч до 6 нед. В этот период перевосстанавливаются структуры и идет регенерация. Фибробласты начинают синтезировать рубцовую ткань. Природа функциональных потерь определяет выбор терапевтических методов лечения и упражнений, необходимых для этой стадии. Это рискованный для спортсмена период, потому что отсутствие боли может стимулировать спортсмена (или тренера) вернуться к тренировкам и соревнованиям до того, как поврежденные ткани полностью восстановятся.
Лечение и реабилитация на второй стадии. Цели реабилитации на второй стадии включают: 1) обеспечение нормального заживления;
2) поддержание функций не травмированных частей тела;
3) сведение к минимуму потери атлетами спортивной формы;
4) увеличение амплитуды движений сустава или его гибкости;
5) увеличение мышечной силы, местной мышечной выносливости и мощности;
6) увеличение аэробного потенциала и мощности;
7) повышение уровня проприорецепции, баланса и координации. Этих целей можно достичь при помощи физической терапии и терапевтических упражнений.
Третья стадия: фаза ремоделирования. Третья стадия в реабилитации спортивной травмы называется фазой ремоделирования. Эта фаза продолжается от 3 нед. до 12 мес. Она характеризуется ремоделированием коллагена, что увеличивает функциональные возможности мышцы, сухожилия и других тканей.
Клинические проблемы, которые нужно рассматривать на этом этапе, включают: остаточный дефицит силы в отдельных мышцах, отсутствие баланса между группами мышц-антагонистов, асимметрию сторон тела, снижение эффективности специфических спортивных навыков и умений и необходимость постепенного возвращения к тренировкам и соревнованиям с учетом характера травмы и продолжительности двух предшествующих стадий.
Лечение и реабилитация на третьей стадии. На третьей стадии реабилитационного процесса спортсмен возобновляет тренировки и участие в соревнованиях. Цели реабилитации на этой стадии включают продолжение развития физической подготовки, развитие специфических спортивных навыков и профилактику травм.
На этом этапе спортсмен возобновляет тренировочную программу, разработанную его тренером. Специальные спортивные упражнения, отработка умений и технических навыков должны вводиться постепенно, в зависимости от того, насколько серьезной была травма, и продолжительности первых двух стадий реабилитации. Если возможно, врач должен посещать тренировки, чтобы оценить функциональные возможности спортсмена.
Конечной целью реабилитации является возобновление соревновательной деятельности, но, прежде чем позволить спортсмену участвовать в соревнованиях, надо принять во внимание несколько критериев, а именно отсутствие симптомов травмы, наличие нормальной гибкости, адекватной силы (90% от уровня не травмированной стороны) и способности осуществлять активную работу. Все это необходимо, чтобы избежать повторения травмы.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания