logo search
Ивойлов учебник

Методика разучивания техники нападающих ударов

Техника нападающего удара по координации движений являет­ся весьма сложной, и поэтому вначале целесообразно использовать расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности приме­няются подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически используются подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгуче­сти волейболиста.

Для измерения высоты прыжка волейболистов в процессе обу­чения следует делать контрольные замеры отрыва ОЦТ от пло­щадки.

Задача 1. Создать правильное представление о технике напа­дающего удара.

Средства и методы. Многократный показ и объяснение техни­ки нападающего удара, изучение кинограмм и рисунков, просмотр кинокольцовок и соревнований с участием ведущих спортсменов. Демонстрация техники нападающего удара в целом и по фазам с объяснением скоростно-силовой структуры движений.

Задача 2. Освоить технику нападающего удара в облегченных условиях (расчлененным методом). Изучить удар по мячу без прыжка.

Средства и методы. Выполнение подводящих упражнений, на­правленных на овладение правильной техникой удара по мячу без прыжка. Повторный показ и объяснение техники, сопровождаю­щиеся синхронными указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1.Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.

Упр. 2.Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой по­пытки.

Методические указания.Все удары выполняются из определен­ного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе,

142

заранее поднимает, подготавливая ее для удара. Волейболист пере­носит вес туловища до момента удара на правую, согнутую в колен­ном суставе ногу, и поворачивается в полоборота в сторону, куда последует удар. При ударе по мячу игрок, невысоко подбросив мяч под правую руку, одновременно с переносом веса туловища на ле­вую ногу производит удар по мячу. Ударяющая рука разгибается в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу и соприкасается с ним ладонной поверхностью кисти. В ударном движении кисть обгоняет предплечье. Удар выполняется выпрямлен­ной рукой, но не над собой, а несколько впереди.

Постепенно исходное положение обучающегося и его последу­ющие движения усложняются. Волейболист сгибает ноги в колен­ных суставах, наклоняет туловище, подбрасывает мяч, одновремен­но пронося правую прямую руку в лицевой плоскости. Как только правая рука оказывается в вертикальном положении, она начинает сгибаться в локтевом суставе и затем быстро отводится назад для замаха. После этого следует удар по мячу. Все движения обучаю­щийся должен выполнять слитно. Необходимо обратить внимание на своевременное разгибание ног, движение правой руки в выпрям­ленном положении и ее сгибание в локтевом суставе в нужный мо­мент. Одной из главных задач является обучение волейболистов правильному ударному движению, в особенности точному располо­жению ладонной поверхности кисти на мяче. Для этого волейболист подбрасывает мяч не перед собой, а вперед с таким расчетом, чтобы сделать шаг к мячу и затем произвести удар. Упражнение выполня­ется более динамично и способствует определению правильного вы­бора места по отношению к мячу в момент удара.

Упр. 3.Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешен­ной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастиче­ской скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражне­ние выполняется из исходного положения игрока, у которого подня­та и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх — назад.

Медотические указания.Мяч нужно направлять под углом к по­верхности площадки на стоящего против каждого игрока партнера, который бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Упр. 4.Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.

Методические указания.Мяч нужно поддерживать с двух сто­рон пальцами обеих рук, перенося их на сторону ударяющих игро­ков. Бить по мячу следует точно и несильно с тем, чтобы не ударить по рукам партнера.

Упр. 5.Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу.

Методические указания.Мяч нужно набрасывать точно и не­высоко. Исходное .положение обучающихся постепенно усложняется

143

так же, как в упр. 3. Для того чтобы более четко выполнять упражнение, занимающиеся разбиваются на подгруппы из трех человек: один выполняет основное задание, другой набрасывает мяч, третий ловит или принимает мяч и точно в руки бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Задача 3. Изучить и освоить технику удара по мячу в прыжке.

Средства и методы. Подводящие упражнения, направленные на овладение ударом по мячу в прыжке. Показ и объяснение упражне­ний. Многократное выполнение заданий обучающимися, сопровож­дающееся указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1.Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.

Методические указания.Прыжок для нападающего удара вы­полняется с места. Необходимо следить за правильностью техники напрыгивания и отталкивания, выбором места по отношению к' мя­чу и ударным движением. Удары можно производить в стенку или на игроков противоположной подгруппы (при большом количестве занимающихся). Располагать волейболистов нужно по всей длине площадки, на боковых линиях.

Упр. 2.Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но за­дание выполняется через низко подвешенную сетку.

Упр. 3.Удары производятся по встречному мячу, который на­брасывает партнер с другой стороны площадки.

Методические указания.При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и пра­вильность движений.

Упр. 4.Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны4 со вторых передач, совершаемых из зоны3.

Методические указания.Разбег должен составлять не более трех метров под углом к сетке 45—50°. Особое внимание нужно обращать на замедленное передвижение в начале разбега, ускоре­ние к моменту напрыгивания и максимальные усилия при отталки­вании от опоры. Для более удобного выбора места при отталкива­нии передачу необходимо выполнять с предельной точностью. Важ­но следить за одновременным маховым движением обеих рук и обгоном предплечья кистью при ударе.

Задача 4. Создать правильное представление о технике кисте­вых нападающих ударов с переводом влево.

Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара с переводом влево и изучением кинограмм. Де­монстрация техники ударного движения при нападающем ударе с переводом.

Задача 5. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в облегченных условиях — без прыжка.

Средства и методы. Выполнение обучающимися подводящих упражнений для овладения правильной техникой ударного движе­ния без прыжка.

144

Учебный материал.

Упр. 1.Удары с переводом влево при расположении занимаю­щихся парами.

Упр. 2.Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.

Упр. 3.Удары с переводом влево при расположении игроков треугольником.

Упр. 4.Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвышении, сам подбрасывает себе мяч.

Упр. 5.Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.

Методические указания.Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью движения руки, которая производит удар по правой боковой поверхности мяча.

Задача 6. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в прыжке.

Средства и методы. Выполнение специальных упражнений на сниженной сетке с удобных для удара передач.

Упражнения для развития силы мышц ног и скоростно-силовых качеств, необходимых для развития прыгучести, даны в разд. «Раз­витие физических качеств волейболиста».