logo search
Консп_Лек_ТМИВС

4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление

Современный уровень развития спорта характеризуется устойчивой тенденцией к повышению объема, интенсивности и напряженности подготовки. Влияние тренировочных нагрузок на организм спортсмена не только специфично, но и многообразно, и чем выше уровень их, тем актуальнее становится необходимость Применять различные восстановительные средства, способствующие эффективному восприятию организмом острых тренировоч-ных воздействий.

Известно, что нормальной реакцией организма на посильную нагрузку является утомление. В случаях, когда тренировочное задание чрезмерно или нерационально по структуре, его влияние может быть отрицательным и привести к перенапряжению, переутомлению, перетренированности. Предложено выделять два состояния: общее переутомление, расцениваемое как предпатологическое состояние, и перенапряжение одной или нескольких систем или органов, которое может вызвать в них патологические изменения. «Перетренированностью» некоторые исследователи считают перенапряжение (прежде всего нервной системы). Перенапряжение, так же как и переутомление, может быть относительно кратковременным или хроническим, что требует соответствующих восстановительных, в том числе и лечебных, мероприятий.

Восстановительные процессы можно подразделять на: текущее восстановление в ходе выполнения упражнений; срочное восстановление, происходящее сразу после окончания работы (период оплаты кислородного долга);

отставленное восстановление, которое наблюдается на протяжении длительного времени после выполнения тренировочной нагрузки;

стресс-восстановление — восстановление после хронических перенапря-жений.

Восстановление работоспособности, как физической, так и психической, после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок осуществляется естественным путем, однако его можно значительно ускорить, используя для этого различные средства. Восстановительный период характеризуется гетерохронностью нормализации как отдельных функций организма, так и организма в целом. Эта особенность объясняется, с одной стороны, избирательностью тренировочных воздействий, с другой — индивидуальными особенностями функционирования различных систем и органов у конкретного спортсмена.

Говоря о средствах восстановления, восстановительных мероприятиях, ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относительность этих понятий. Все виды воздействия воспитательного характера являются для организма дополнительными раздражителями, т.е. мы, ускоряя восстановление, скажем, мышечной работоспособности с помощью тепловых воздействий, одновременно «нагружаем» сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и другие системы организма. Поэтому исполь­зование различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должно быть планомерным и всесторонне обоснованным.

Восстановительные мероприятия проводятся главным образом в двух ситуациях:

1) в условиях соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстановление специальной физической и психической готовности к следующему этапу;

2) в повседневном учебно-тренировочном процессе в ходе совершенствования общей и специальной работоспособности, связанного с неотъемлемой его частью — утомлением.

В системе восстановительных мероприятий принято выделять три группы средств: педагогические, медико-биологические и психологические.