logo search
Ответы на вопросы ГОС

Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.

Операционный процесс обслуживания состоит из 5-ти этапов:

Предварительный заказ мест в гостинице. Предварительным заказом мест в гостинице занимается служба бронирования. Согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ» «Исполнитель вправе заключить договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверной установить, что заявка исходит от потребителя».

Процесс бронирования состоит из нескольких этапов:

прием запроса на бронирование

сравнение запрашиваемого типа комнаты с имеющимися

создание записи о бронировании

подтверждение бронирования

отслеживание бронирования (изменение даты, дополнительные запросы)

создание отчетов.

Каждая заявка должна содержать следующие реквизиты:

— дата, день и время заезда; дата, день, примерное время отъезда; категория номера (одноместный, двухместный, люкс), количество человек; услуги в номере (наличие ванны, душа, телевизора, холодильника и т. д.); услуги по питанию (только завтрак, полупансион, полный пансион; цена (при указании цены следует точно определить, за что платит клиент: имеется ли в виду цена за номер, за один день пребывания, за каждого проживающего и т. д.); кто будет оплачивать (фамилия); вид оплаты (наличный или безналичный, расчет через фирму, кредитной карточкой); особые пожелания (заранее забронировать стол в ресторане, трансферт, животное в номере и т. д.).

Обработка заявок. После получения заявки заполняется специальный бланк, после чего клиенту направляется подтверждение заявки или отказ. При этом на заявку, полученную в устной форме или по телефону, направляется подтверждение в письменной форме в течение одного дня. На заявку, полученную по телефону или по телеграфу, ответ дается в течение нескольких часов, соответственно по телексу или по телеграфу. На заявку, присланную по почте, ответ дается в письменном виде, и она отсылается по почте в течение 1-2 дней. После подтверждения каждая заявка вносится в электронную систему бронирования.

Если в бронировании произошли какие-либо изменения или заявка была аннулирована, то это фиксируется работниками службы, для чего также используются специальные бланки. Для удобства и более четкой работы бланки используются разного цвета (например: заявка на бронирование — белого цвета, изменение в бронировании — розового, аннуляция — зеленого или разного размера).

При заполнении бланков должно быть четко указано, кто и по чьей просьбе вносил соответствующие изменения или аннулировал заявку. Все изменения и аннуляции немедленно вносятся в электронную систему бронирования, а гостю сообщается, что желаемые изменения в бронировании были произведены.

Более половины всех клиентов гостиницы перед приездом предварительно бронируют номера. Процедура бронирования может быть осуществлена по телефону, а также через коммерческих представителей гостиниц (турагентов и туроператоров), глобальные системы бронирования, почтой, телексом, факсом, электронной почтой и другими коммуникационными средствами.

Встреча. Возможны два вида встреч: в аэропорту или на вокзале ( о такой встрече договариваются при бронировании); около входа в гостиницу или в вестибюле. В отелях высокого класса гостей встречает швейцар, который приветствует их у входа. В небольших гостиницах гостей приветствует администратор у стойки.

Регистрация и размещение гостя. Процесс регистрации различается в разных гостиницах по времени и качеству обслуживания. Различают два типа клиентов: забронировавшие номера заранее и просто прибывшие. Поселение в гостиницу гостя по брони занимает несколько минут, поскольку все данные о клиенте уже известны из заявки на бронирование. Администратор уточняет номер заявки, выбирает необходимый номер в компьютерной системе и производит регистрацию, гость только подписывает регистрационную карточку.

Клиент, не забронировавший номер заранее, заключает договор с гостиницей на предоставление услуг при предъявлении паспорта, военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность. Кроме того, выясняются такие вопросы, как стоимость и категория номера, сроки размещения, порядок оплаты. Во время этого обсуждения работник гостиницы, владея основами психологии, задает и другие вопросы, которые позволяют судить о платежеспособности клиента. Нормальным для большинства гостиниц является просьба к гостю показать его кредитную карту, которая является своего рода гарантией.

Если подтверждение на размещение получено гость заполняет регистрационную карточку (анкету), которая является договором между исполнителем и потребителем. В анкете указывается адрес пост. Места жительства, адрес организации, оплачивающей проживание (если оплата производится третьим лицом), и вид платежа (наличные, кредитная карточка или чек). Затем администратор сверяет данные анкеты и паспорта гостя, вписывает туда № комнаты, дату и время прибытия и подписывает ее. Далее администратор выписывает разрешение на поселениие (документ дающий право на занятие номера). Разрешение выписывается в 2-х экземплярах (-е1 для кассира и 2-е для дежурного по этажу для контроля своевременного выезда). После оплаты гостю выдается 2-й экземпляр счета. (включает тариф номера (или места), умноженный на число суток, оплату бронирования, плату доп. услуг и различные гост. сборы. Администратор заполняет визитную карту (карту гостя) - документ на право входа в гостиницу и получение ключа от номера. Содержит: фамилию гостя, номер комнаты и сроки проживания.

По окончании оформления коридорный или посыльный провожает гостя до предоставленного ему номера, помогая поднести багаж. В номере он показывает гостю, как пользоваться оборудованием и рассказывает правила безопасности.

Предоставление основных и дополнительных услуг. Услуги, предоставляемые в гостинице, подразделяются на основные и дополнительные. Они могут быть платными и бесплатными. К основным услугам относятся: проживание и питание согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг». Без доп. Оплаты гостям могут предоставляться следующие услуги:

Вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставка в номер корреспонденции по ее получении, побудка к определенному времени; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.

Перечень и качество предоставления платных доп. услуг должны соответствовать Гос. системе классификации гостиниц. К дополнительным услугам могут быть отнесены:

Экскурсионное обслуживание, заказ услуг гидов-переводчиков, организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д., организация продажи билетов на все виды транспорта; заказ такси; прокат автомобилей, заказ мест в ресторанах города, покупка и доставка цветов, продажа сувениров, открыток, ремонт обуви, ремонт и глажение одежды, стирка и химчистка одежды, услуги сауны и парикмахерской, аренда конференц-залов, услуги бизнес-центра и фитнес-центра, услуги буфетов, баров и ресторанов.

Окончательный расчет и оформление выезда.

В гостиницах используется два вида расчета: - наличный и безналичный (перевод денег на счет гостиницы). В отелях высокого класса в качестве безналичного расчета принимаются кредитные карты. Для таких расчетов должно быть специальное оборудование: импринтер или электронный терминал. Существуют также электронные ключи, которые одновременно являются и платежным средством во всех точках гостиницы.

Для оплаты по безналичному расчету могут быть также использованы дорожные и именные чеки. Дорожные чеки выписываются на определенную сумму, поэтому клиент выбирает услуги в гостинице или в ресторане ровно на эту сумму. Именные чеки выписывают гостю на требуемую к оплате сумму каждый раз, когда это необходимо. За рубежом наличный расчет используется очень редко. В России же наоборот. Согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ» оплата за проживание производится производится в соответствии с единым расчетным часом – 12 ч. текущих суток по местному времени. Расчет оплаты проживания начинают считать с 12 ч. той даты, когда гость заехал, независимо от фактического часа заезда. При проживании менее суток оплата взимается за целые сутки, независимо от расчетного часа. При задержке выезда не более чем на шесть часов после расчетного часа (с 12.00 до 17.59) взимается почасовая оплата, при задержке выезда в период с 18.00 до 23.59 взимается оплата за половину суток. При задержке выезда более чем на 12 часов, оплата взимается за сутки.