logo search
Борисов

Предисловие

Название учебного пособия «Основы драматургии театрализованного действа» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством». Однако, чтобы не противоречить привычному термину, означающему данную дисциплину, в предисловии и программе курса автор считает возможным употребление и такого словосочетания, как «сценарное мастерство».

Целью изучения и освоения курса «Сценарное мастерство» будущими режиссерами театрализованных представлений, праздников и обрядов является умение создать грамотный и профессиональный в художественном отношении сценарий театрализованного действа, который служит единственной и необходимой, а именно драматургической основой последнего. Задача отнюдь не простая, ибо требует от будущего специалиста не только определенных теоретических знаний, творческих способностей и профессиональных навыков, но и полной самоотдачи в процессе достаточно сложного и кропотливого труда над созданием подобного рода драматургии.

Данное учебное пособие предусматривает серьезное и глубокое изучение теоретических основ курса, включающих в себя рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.

Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого студента быть драматургом? Очевидно, нет. Но каждый студент в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.

Успех обучения сценарному мастерству зиждется на повседневной и вдумчивой работе каждого студента над решением вопросов, которые ставят перед ним тематика теоретического материала курса и постоянна практическая деятельность, связанная с прикладным характером полученных знаний.

Последовательность изложения теоретического и практического материала в данном учебном пособии обусловлена непосредственно самим поступательным движением творческого процесса драматургизации, связанного с обогащением новыми сведениями и привлечением более широкого инструментария практического характера, а также предполагает постоянное возвращение к уже пройденному и освоенному материалу с целью уточнения определенных и необходимых для работы установок, понятий и терминов.

В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки, с помощью которых получает свое завершение изучение и усвоение пройденной темы.

Изучение курса «Сценарное мастерство» начинается со второго семестра, поскольку в первом семестре читаются «Основы драматургии», рассматривающие драматургию театральную.

В пособии большей частью отсутствует прямое цитирование соображений, высказываний и определений, содержащихся в первоисточниках, указанных в заключительном списке литературы. Это скорее своеобразный субстрат, основание и питательная среда, которые позволяют, сообразуясь с предлагаемыми публикациями, взятыми как некие ориентиры, сделать определенные упрощенные выводы и умозаключения и придать им доступный и прикладной характер. Достаточное исключение составляет книга Л.А. Чечетина «Основы драматургии театрализованного представления», основные положения которой и их аспекты нашли свое, пусть и не совсем адекватное, отражение в данном пособии.

Следует добавить, что все сценарии, представленные ниже и предложенные в качестве иллюстративного материала к теоретическому, оригинальны и принадлежат перу автора данного учебного пособия. Это определилось двумя условиями. Во-первых, всегда существует определенная органическая связь между знанием в той или иной области и его эмпирическим воплощением, своего рода материализацией отвлеченного в конкретное. И если это единство сосредоточено в одном человеке, процесс этот протекает гораздо эффективней, без излишних противоречий. Во-вторых, автор пособия обладает способностью осуществить обоснованное и задуманное и придать ему непосредственную драматургическую форму будучи профессиональным литератором и членом Союза российских писателей.