logo
Борисов

Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа

Художественный образ в драматургии театрализованного действа создается с помощью различных выразительных средств, а именно тех, которые наиболее ярко и полно выражают чувства и мысли сценариста. Поскольку основным носителем эмоционально-образной информации в сценарии является слово, а именно его художественная стилистика, остановимся на тех языковых средствах, которые сообщают слову наибольшую выразительность, яркость, эмоциональную и смысловую глубину.

Прежде всего, рассмотрим три разновидности литературной стилистики, используемые при написании прямой речи исполнителей в сценарии театрализованного действа.

Ретардация. Это прием замедления прямого фабульного действия путем введения в него описаний природы, быта, обстановки, в которой происходит действие, обращений к слушателям, различного рода комментариев происходящего, рассуждений и отступлений от автора. Все это дополняет и делает более выпуклым само действие. В этом случае предусматривается появление среди исполнителей лица от автора, отстраненного от сценического действия и несущего определенную индивидуальную жанровую и стилистическую нагрузку.

Медитация. Это стилистика, носящая характер глубокого раздумья над проблемами этического, философского, социального, политического и других планов. Подобная стилистика, а значит, и лексика, встречается, как правило, в монологах действующих лиц. Она не мешает развитию действия, но придает ему большую психологическую мотивацию и достоверность.

Суггестивная стилистика. Данная разновидность основана не столько на логических предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнительных смысловых и интонационных оттенков. Благодаря этому данная стилистика способна передать смутные, неуловимые душевные состояния, которые трудно выразить реалистическими средствами. Для такой стилистики характерны нечеткие, мерцающие образы, намеки, зыбкие интонационно-речевые конструкции.

К другим художественным выразительным средствам можно отнести следующие:

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Аллегория однозначна и выражает строго определенное понятие. Примеры аллегорий: весы – правосудие, крест – христианская вера, якорь – надежда и т.п.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление и др. Употребляется для усиления эмоционального впечатления. Примеры гипербол: «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н. Гоголь), «...раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. Маяковский).

Интонация – смысловая мелодика литературного материала, выраженная в его стилистике. Различают три типа интонации: напевная – это, как правило, лирическая интонация с определенными смысловыми паузами и логическими ударениями, присущая поэтическому слову; декламативная (ораторская) – это интонация литературного текста, решенного в эпическом жанре; говорная – интонация, заключенная в тексте, решенном в народной стилистике, либо в стилистике разговорной, и, в большинстве случаев, присущая для диалога между исполнителями в их прямой речи. Однако, для одного и того же выражения можетприменяться многозначная интонация в зависимости от смысла контекста, куда это выражение входит. Интонация определяется лексикой и пунктуацией в тексте литературного материала.

Ирония – стилистический прием, содержащий насмешку, прикрытую внешней учтивостью, либо оборот, фраза, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что принято думать о человеке, предмете и пр. Примеры иронии: «Он ее любил сильнее гонорара!», «Каждый куст мудрей Сократа, каждый пень милее брата...» (Саша Черный).

Каламбур – игра слов, употребляемая в сатирических и юмористических текстах как добавочная сатирическая деталь. Представляет собой остроумную шутку, основанную на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова. Пример каламбура: «Он скажет слово «за» и кается... Он постоянно за-икается!» (Э. Кроткий).

Персонификация – стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются чувствами, мыслями и речью.

Сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка. Пример сарказма: «Волоса – как хвост селедки, бюста нет – сковорода» (Саша Черный).

Символ – многозначный предметный образ, объединяющий в себе разные планы действительности. Символу присуще метафорическое начало, обогащенное глубоким смыслом. Многозначность символа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия. Примеры символов: держава и скипетр – государственность и самодержавие, герб и гимн – отличительный знак и торжественная песнь, принятые как символы государственного социального единства, Дон Кихот – символ наивной и беззаветной преданности благородной мечте, Икар – символ вечного порыва человека ввысь, в неизведанное.

Оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению понятий, создающее новое понятие или представление. Примеры оксиморонов: «живой труп», «пышное природы увяданье», «убогая роскошь наряда».

Эпитет – образная дополнительная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического определения. Пример эпитета: «влажный блеск малиновых улыбок». Для монологов и диалогов характерны эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния: «дает пощечину, да ведь какую!», «вот такой дурак!».

К художественным выразительным формам, используемым в драматургии театрализованного действа, можно отнести такие стилевые литературные категории, как поэзия и проза, которыми пишутся диалоги и монологи исполнителей.

Поэзия – это такая стилевая литературная категория, содержанием которой является стих. В свою очередь, стих – форма художественной речи, отличающаяся системой параллельных рядов и единством повторяющихся элементов. Стих подразумевает введение в речь особого порядка, обусловленного ритмом, строфикой и в большинстве случаев рифмой. Стиховые ряды скреплены между собой единством устойчивой повторяемости одного или нескольких конструктивных элементов. При написании сценария могут быть использованы и такие поэтические формы, как белый стих – равносложный стих без рифмы, и верлибр – разносложный стих, рифмованный и не рифмованный. В случае верлибра основным стиховым признаком является ритм. Ритм – это определенное периодически повторяющееся сочетание сильных и слабых долей художественной лексики в произведении искусства. Для ритма характерны периодичность и кратность его структурных элементов. В драматургии театрализованного действа заложено и такое понятие, как темпо-ритм, где темп – количество ритмических групп в единицу времени.

Проза – стилевая литературная категория, противоположная поэзии, то есть характеризующаяся отсутствием параллельных рядов и композиционных повторов.

Прямая речь исполнителей в сценарии театрализованного действа существует в двух литературных формах – монологе и диалоге.

Монолог – это речь действующего лица, обращенная к себе или к аудитории. Монолог является вставным драматургическим элементом. В монологе дается либо художественное самовыражение (автопортрет) сценического образа, либо характеристика того или иного типажа, либо художественный комментарий к предмету, событию, явлению и т.п.

Диалог – разговор двух или нескольких исполнителей, формально являющийся органическим признаком драматургического произведения.