Кумление
Звучит печальная, но светлая мелодия девичьих страданий. На площадке появляются Девушки. Они начинают плести венки, не замечая друг друга.
Девушки (поют по очереди):
– Плещет рыба во реке,
попадает в сети.
– Одинокой девушке
грустно жить на свете.
– Как по бережку – кулик,
чибис - вдоль овражка.
– Во зеленый, во Семик
без подружки тяжко.
– Расшумелись надо мной
тополя да клены.
– Скучно девушке одной
во Семик зеленый.
Девушки (поют вместе):
Береза моя, березонька!
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
осередь долинушки.
На тебе, березонька,
трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки.
Красны девушки
Семик поют!
Под тобой, березонька,
красны девушки.
Красны девушки
венки плетут.
Плетут венки
одни – одинешеньки!
«Страдания» смолкают. Венки сплетены. Слышатся веселые звуки трещотки и бубна. Появляются Кум и Кума. Они как бы продолжают частушечный диалог между собой
Кум: | Уж ты, кума, не гляди угрюмо! | ||
Кума: | Сойду с ума от такого кума! | ||
Кум: | Не скупись, наконец, угости винишком! | ||
Кума: | Ишь какой молодец! А не будет слишком? | ||
Кум и Кума замечают печальных Девушек
| |||
Кум: | А это что еще за уникýм среди капустных грядок? | ||
Кума: | Вот и я гляжу, милый кум – непорядок! | ||
Кум: | О чем, девушки призадумались? | ||
Кума: | О чем, милые, опечалились? Аль не праздник нынче девичий? | ||
Девушки:
| |||
Кум: | Что ж, тогда пришла пора кумиться! | ||
Кума: | С подружками кумиться-кумоваться! Через венки целоваться! | ||
Кум: | Подруг обрести сердечных, сестриц названных да верных! | ||
Кума: Чтоб не было промеж вас - ни обиды, ни брани, ни какой другой скверны! | |||
Музыка. Девушки целуются через венки и надевают их друг на друга. Звучит песня. Возникает девичий хоровод
Девушки (поют): | |||
| Вы кумушки-голубушки, вы подружки мои, кумитесь, любитесь, любите и меня. Пойдите вы в зеленый сад, возьмите и меня! Сорвете вы по цветочку, сорвите и мне. Совьете вы по веночку, вы свейте и мне. Наденете на головку, наденьте и мне. | ||
Кума: | Вот теперь и душенька как есть легка! | ||
Кум: | Да только вот ведь шутка кака! Не зреть пшенице без сырой земли! Не дышать хлебу без красна огня! Не цвести девушке без добра молодца! | ||
Слышен задорный наигрыш гармошки. На площадке появляется веселая группа Парней
Парни (поют): | |||
| Как по морю уточки плавали, плавали, душа моя, плавали. Вдруг, откуда ни возьмись, ярый селезень, ярый селезень, душа моя, ярый селезень. Он всех уточек разóм разогнал, разогнал, душа моя, разогнал. Одну уточку себе только взял, одну уточку, душа моя, взял. Как по улице девки гуляли, все гуляли, душа моя, гуляли. Вдруг откуда ни возьмись добрый молодец, добрый молодец, душа моя, молодец. Он всех девушек разом разогнал, разогнал, душа моя, разогнал. Одну девушку себе только взял, одну девушку, душа моя, взял! | ||
Парни перед Девушками. Девушки перед Парнями
Девушки (поют и каждая надевает свой венок на стоящего напротив парня): | |||
| Ах, ты, венчик мой, да веночек, да веночек. В поле розовый да цветочек, да цветочек. На кого тебя, веночек, положити, положити? Положу тебя, веночек, на головку, на головку, на удалу молодецку, молодецку, молодецкую княжецку, княжецку. Станешь ты – мой кум, стану я – твоя кума. Мы сойдемся, обоймемся, поцелуемся! | ||
Парни и Девушки выходят на авансцену. Здесь же Кум с Кумой
Кум (оглядывая молодые пары): Чем кумушкам не кумы! Любо глянуть... Совсем как мы! Кума (обращаясь к публике): А что скажет честной народ? Когда свой заведет хоровод? | |||
Кум: | Чтоб друг над дружкой ужо не глумиться, приспела пора и вам покумиться! | ||
Девушки (вместе): Песни нынче вы певали? Парни (вместе): А березку завивали? Девушки (вместе): А Семик зеленый зрили? Парни (вместе): А венки друзьям дарили? | |||
Кум: | Нет, не дело, что народ наш не водит хоровод. | ||
Кума: | Посему, как ни крути, в массы надобно идти! | ||
Исполнители, Парни и Девушки, смешиваются с публикой. Каждый выбирает себе пару. Все берутся за руки. Площадка заполняется исполнителями и гостями праздника. Все водят общий хоровод под песню «Вы кумушки-голубушки...». Песня смолкает. Хоровод останавливается
| |||
Кум: | А теперь бежать не надо нам старинного обряда. Должно всем по одному строго следовать ему! | ||
Кума: | На семик трава в росе... Расцелуйтесь трижды все! | ||
Все обмениваются троекратным поцелуем
| |||
Кум: | А теперь, в разгар событий, трижды дружно повторите: Пусть не тронет нас беда – покумимся навсегда! | ||
Кума: | Три! Четыре! | ||
Все присутствующие трижды повторяют предложенную фразу
| |||
Кум: | Ну что ж, друзья! Поздравляем с праздничком, эх, с праздничком! С Семиком да Троицей Эх, с Троицей! Славно покумилися, эх, покумилися! И повеселилися, эх, повеселилися! | ||
Звучит песня из пролога «Улица моя широкая...». Кум и Кума вместе с исполнителями покидают площадку
|
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление