Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
Эпоха рыночных, а, значит, конкурентных отношений ставит задачу создания рекламной продукции разного рода: текстовой, кино-, фоторекламы и рекламы игровой, т.е. театрализованной. Драматургической основой последней служит сценарий, особенностям которого и посвящено все нижеизложенное.
Определим и сформулируем предмет разговора и его понятие. Реклама – это создание имиджа товара, услуги, человека, общности и т.п. Задача рекламы – максимальное информационное и эмоциональное воздействие на субъекта, к которому она обращена. Цель рекламы – возрастание спроса на рекламируемый объект (прямая реклама), либо сведение к нулю спроса на него (антиреклама). Вторая цель может преследоваться в политической пропаганде, а также в произведениях искусства (утопия – антиутопия).
При создании сценария театрализованной рекламы остается в силе определение и формулировка темы, отвечающей на вопрос: каков рекламируемый нами объект? Остается в силе определение идеи, как отношения к объекту нашего внимания, идее, отвечающей на вопрос: что мы хотим сказать о рекламируемом объекте? Важнейшим творческим актом является изыскание художественного драматургического приема. В нашем случае – это прежде всего те аргументы и факты, которые, будучи воплощены в художественную форму, станут основой формирования убеждения в приятии либо неприятии рекламируемого объекта. Следует заметить, что данная художественная форма не есть нечто статичное, а есть действие, обусловленное этой формой и заключенное в ней.
При создании сценария необходимо иметь в виду существование двух видов информации, касающейся рекламируемого объекта. Информация первого вида: а) сведения о предложении, то есть о самом объекте, б) сведения о спросе, то есть о среде, заинтересованной в данном объекте. Будем называть это абсолютной и относительной информацией.
Информация второго вида: сумма знаний об окружающем мире во множестве его ипостасей. Назовем это эрудицией сценариста.
Именно на пересечении информативных элементов первого и второго видов рождается наиболее удачный художественный прием. Это пересечение может происходить иллюстративным, контрастным или ассоциативным путем. Рождение действенного и яркого художественного приема и является своего рода озарением, т.е. изысканием верного решения предложенной задачи. Творческий процесс при этом может быть представлен как движение от категории Е к категории О, от категории О к категории В. Здесь: Е – единичное, в котором заключена абсолютная информация о рекламируемом объекте, О – особенное, т.е. особенность объекта, присущая только ему и непосредственно предметам рекламы, ориентированным на определенный спрос, В – всеобщее, т.е. найденная метафора (неназванное сравнение одного предмета с другим по признаку, общему для обоих сопоставляемых предметов) по отношению к О. Е О В.
Категории Е, О, В суть категории психологии творчества. При переходе от Е к О мышление пользуется методами индукции, при переходе от О к В – методами интуиции. Напомним, что индукция – способ рассуждения от частных положений к обобщениям, а интуиция – непосредственное чувство, основанное на опыте и подсказывающее правильное решение.
С другой стороны, при создании рекламного сценария нужно учитывать присутствие в нем тезиса, антитезиса и синтеза. Напомним, что тезис – положение, истинность которого должна быть доказана, антитезис – положение, противопоставленное тезису, синтез – положение, рассмотренное в единстве и взаимной связи его частей. В нашем случае, тезис – рекламируемый объект и его главная особенность, антитезис – ситуация, избранная из множеств, имеющих место в окружающем мире, и чуждая рекламируемому объекту, синтез – художественный контекст, в котором объединены объект и ситуация, причем это объединение тезиса и антитезиса в едином контексте происходит благодаря и на основании особенности объекта. Воспользовавшись данными философскими категориями можно записать: Т + АТ = С. Таким образом, Е О В = Т + АТ = С.
Полученную формулу вполне можно использовать в процессе драматургического анализа и предварительной разработки будущего подробного сценария театрализованной рекламы.
Добро пожаловать в «Юмакс»!
Сценарий театрализованной рекламы услуг фирмы «Юмакс»
Рекламное действо происходит на площадке, отведенной для демонстрации товаров и услуг торгово-сервисного центра «Юмакс», которая расположена в выставочном зале легкоатлетического манежа. Наряду с витринами, стендами и вращающимся демонстрационным кругом на площадке предусмотрено свободное пространство для театрализованной рекламы. Здесь же поставлен легковой автомобиль, который служит функциональным объектом театрализации. В автомобиле находятся костюмы персонажей, участвующих в театрализации, в нем же исполнители переодеваются, чтобы предстать перед публикой в соответствующем художественном имидже. В нашем случае персонажами являются Остап Бендер (полосатый пиджак, шарф и фуражка командора) и Адам Козлевич (кожаные куртка, кепка и мотоциклетные очки) – герои романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Центр «Юмакс» персонифицирован в лице двух Ведущих в фирменных кепи «Юмакс», работающих с двумя микрофонами. Звучат позывные, в которых легко узнается мелодия популярной песни «А дорога серою лентою вьется...». И вот эта же мелодия звучит уже ритмично, взволнованно и призывно. На площадке появляются представители центра «Юмакс» (Он и Она). Для простоты будем именовать их 1-й и 2-я.
1-й: Добрый день, уважаемая публика! Вас приветствует торгово-сервисный центр «Юмакс»! | ||
2-я: Центр «Юмакс» приветствует всех, кто любит автомобиль, кто владеет автомобилем, кто мечтает об автомобиле! В общем, всех сограждан, кто любит скорость и авто! | ||
1-й: Вы спросите: а что такое «Юмакс»? Нет ничего проще. Но и нет ничего серьезнее. «Юмакс» – это качество! | ||
2-я: | «Юмакс» – это прогресс! | |
1-й: | «Юмакс» – это отвественность! | |
2-я: | «Юмакс» – это экономия! | |
1-й: | «Юмакс» – это гарантия! | |
2-я: | «Юмакс» – это культура! | |
1-й: | «Юмакс» – это... это... это... Да что говорить, об этом петь надобно! | |
Под незатейливую, но ритмичную мелодию звучит речитатив Ведущих
| ||
Ведущие | (поют): Мы об авто печемся, как о друге, и в деле многоопытны своем. Наш честный труд и добрые услуги – все для тебя, сидящий за рулем! К нам пролегли дороги, а не тропы. Мы честью дорожим, а не рублем. И наши руки, знания и опыт – Все для тебя, сидящий за рулем. | |
2-я: Как говаривал незабвенный Остап Бендер – автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Человек, он на чем передвигается? | ||
1-й: На своих двоих, естественно. | ||
2-я: А автомобиль – на своих четырех. И опора, и краса – все четыре колеса. У тебя на ногах что? | ||
1-й: Штиблеты, естественно. | ||
2-я: И у автомобиля – тоже на «ш» – шины! Положим, у тебя штиблеты прохудились – куда пойдешь? | ||
1-й: В обувной, естественно. | ||
2-я: А ежели у автомобиля шины прохудились – куда поедешь? | ||
1-й: В «Юмакс», естественно. Больше некуда. | ||
2-я: Вот именно! Наш клиент не дует в ус! Ведь у «Юмакса» всерьез на любой заказ и вкус есть обувка для колес! | ||
1-й: Как говорится, пришел – увидел – победил? | ||
2-я: Нет, не так. | ||
1-й: А как? | ||
2-я: А вот как: приехал – посмотрел – приобрел – прикорнул – прибалдел – и покатил себе дальше. Да разве возможно о том умолчать, что нашим клиентам – удача сама! – и пальцем о палец не нужно стучать, чтоб разом авто довести до ума. | ||
1-й: Другими словами, «Юмакс» – это всегда полный цикл обслуживания автомобиля, что называется «от» и «до», как в любви – от желания до наслаждения... И никаких гвоздей! | ||
2-я: А гвоздей уж точно никаких! Зато есть аккумуляторы, диски, ремни, свечи, лампы, стекла, амортизаторы, фары, фонари и прочая, прочая, прочая... | ||
1-й: | Можете верить этим словам. Выбор широк и раздельно, и купно. Не перечислить всего, что вам «Юмакс» сулит по цене доступной. | |
2-я: | В нашем «столе заказов» меню глаз не окинет... Гуляй свободно! Знай выбирай, хоть сто раз на дню, все, что душе твоей будет угодно! | |
1-й: Как в той сказке: налево пойдешь – тут тебе удобная шиномонтажная мастерская улыбается, направо пойдешь – тут тебе современная сервисная станция глазки строит, прямо пойдешь – тут тебе магазин запчастей объятья раскрывает... Одно слово: «Юмакс» – он «Юмакс» и есть. Хоть в лето, хоть в осень – милости просим! | ||
2-я: | Реклама наша – не подначка. И сервис наш – не нарочит. Последний штрих – и ваша тачка уже, как музыка, звучит! |
И вот, словно в подтверждение этих слов, начинает звучать знойная завораживающая мелодия аргентинского танго. Распахиваются дверцы машины, и из нее выходят исполнители, костюмированные под Бендера и Козлевича. Бендер непринужденно облокачивается на автомобиль. Козлевич застенчиво вытирает платком руки, вспотевшие после долгого сидения за рулем. Звучит диалог наших персонажей с представителями фирмы «Юмакс»
Бендер: Горячий привет славной столице Южного Урала! Вы меня, конечно, узнали? Бендер – любимец Рабиндраната Тагора и сын турецкоподанного собственной персоной! Разрешите представить: мой собрат по автопробегу и автолюбитель до мозга костей – Адам Козлевич! Прошу любить и жаловать! |
1-й: А где же «Антилопа-Гну»? |
Бендер: Все это было в старину. А нынче мы на всякий случай Приобрели авто покруче. |
2-я: «Какие люди»! И какими судьбами? |
Бендер: Ударяем стало быть, автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. А вы кто будете? |
1-й: Торгово-сервисный центр «Юмакс». Чем можем? |
Бендер: Что скажете, Адам Казимирыч? |
Козлевич: А как, уважаемые, насчет масла залить? |
2-я: Ноу проблем! Полный ассортимент и по доступным ценам. |
1-й: Моторные масла лучших производителей. |
2-я: Трансмиссионные масла для любых автомобилей. |
1-й: Да что масла! Тормозные жидкости и антифризы. |
2-я: Масляные фильтры. |
1-й: Тормозные колодки. |
2-я: И прочая, прочая, прочая... |
Козлевич: Думаю, Остап Ибрагимыч, это нам подойдет. |
Бендер: Дерзайте, Адам Казимирыч, дерзайте! Командовать парадом буду я! |
Козлевич: А как, уважаемые, насчет развала-схождения и прочего мелкосрочного ремонта? |
1-й: А на это имеется уникальный компьютерный стенд американской компании «Джон Бин». Беспроводной, бездатчиковый, лазерный! |
2-я: Точность необыкновенная, быстрота измерения потрясающая! Все пользуют – Мерседес-Бенц, Тойота, Опель, Форд и прочая, прочая, прочая... |
Козлевич: Думаю, Остап Ибрагимыч, и это нам подойдет. |
Бендер: Вот теперь мы можем ехать далеко, очень далеко, может быть, на край земли, а может быть, еще дальше... Лед тронулся! Заседание продолжается! |
Козлевич уже в машине. Бендер задерживается у открытой дверцы
1-й: А как насчет ремонта подвески? |
Бендер: Недосуг! Автопробег ждать не будет! Еще свидимся! «Юмакс» –он и в Занзибаре «Юмакс»! |
Бендер скрывается в машине. Звучит прощальное танго, затем музыка микшируется
2-я: Вот и еще одним популярнейшим личностям внимание оказали. |
1-й: То ли еще будет! Лиха беда – начало, а там, глядишь, все звезды – в гости к нам... |
2-я: Однозначно! Если ваш дружок железный занедужит - не беда! Мы да будем вам полезны. «Юмакс» ждет вас, господа! |
И вновь звучит мелодия песни «А дорога серою лентою вьется...». Ведущие покидают площадку.
Музыка смолкает
Данную театрализованную рекламу можно прокручивать в течение дня, повторяя каждый час.
Вопросы для самопроверки
Что такое реклама и какова ее цель?
Какие виды информации используются при создании рекламы:
Как рождается художественный прием при написании сценария театрализованной рекламы?
Что представляет собой творческий процесс создания театрализованной рекламы?
Каковы составляющие рекламного сценария?
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление