logo
Борисов

I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность

Если театрализованное действо есть особый вид искусства, нельзя не сказать о том, что такое искусство, в чем его суть и смысл.

Искусство всегда есть следствие духовности человека как его феноменальной и ему одному присущей ипостаси. В свою очередь, «духовность - это взрыв вещественного мира» (О. Мандельштам). Можно добавить, что духовность - это взрыв вещественного мира в сознании и душе человеческой, в результате которого излучается определенное количество творческой энергии, направленной на преображение косной материальной действительности.

В классической формулировке искусство - это творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство интересуется не реальным объектом, но образом объекта. Образ же объекта, как оказывается, больше объекта. Что же происходит с объектом, когда он правдив и буквален? За время, потраченное на правдивую информацию о данном объекте, жизнь уходит вперед, и правда отстает, т.е. становится неправдой. Объект видоизменяется, между тем, как предметом рассмотрения остается объект прежний в уже изжившем себя виде. В искусстве такой «правдивой» информации зажат рот. В искусстве объект молчит, а говорит его образ. И только образ поспевает за временем.

По-русски врать значит скорее нести лишнее, чем лгать. Вот, оказывается, почему образ больше объекта. В таком смысле и врет искусство. Оно обнимает жизнь и вглядывается в нее, а не становится изображением жизни. Оно не изобразительно и тем самым статично, а способно к вечному развитию и потому диалектично.

В основании искусства лежат два понятия - силы и символа. В отличие от науки, пронизывающей мир лучом света, освещающего его непознанные закоулки, искусство проходит сквозь жизнь как луч силовой, обнаруживающий свой голос, свое присутствие. Человек воспринимает и называет эту силу чувством. Из этой силы, этой жизни чувства и рождается искусство. Направленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещения. В этом смещении подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значения. Каждую подробность можно заменить другой. Любая годится в свидетели этого смещения, поскольку смещается весь пласт действительности. Признаки смещения через подробности переносятся на холст, воплощаются в слово, звучат в музыке, создавая произведение искусства. Искусство символично, поскольку оно есть символ чувства, смещающего действительность.

Реальность внешняя - среда, в которой существует художник. Реальность внутренняя - среда, в которой рождается произведение искусства. И та и другая реальность - совокупность событий. Что такое внешнее событие? Либо оно доходит до художника, тогда оно уже внутреннее; либо не доходит, тогда его просто нет, т.е. художника в нем нет. Как он вне этого события, так и оно извне художника. Искусство есть воплощение в художественных образах внутренних событий.

Искусство не является частью природы - хотя бы самой лучшей, отборной - и еще меньше является ее отображением, пересказом. Но оно с потрясающей независимостью водворяется на новом, внепространственном поле действия, не столько рассказывая, сколько разыгрывая природу при помощи художественных образов. Там, где обнаружена соизмеримость произведения искусства с пересказом, там простыни не смяты, там искусство не ночевало.

Искусство - это перебарывание, перемалывание, переламывание действительности, потому оно есть новая реальность, противоборствующая реальности сугубой.

Приведенные выше суждения об искусстве принадлежат Б. Пастернаку, М. Цветаевой, О. Мандельштаму. И, очевидно, нет нужды разделять и выделять их, настолько они подтверждают и дополняют друг друга.

Да, искусство создается человеком. Человек живет в окружающем его мире, вещественном и духовном. Вещественный мир представляет собой всю совокупность материальных объектов, среди которых человек существует. Восприятие этого мира можно назвать физическим, если плоть мира непосредственно воздействует на плоть человека, который телесно ощущает температуру, форму, цвет, запах, звук и определенным образом на них реагирует. В искусстве эта реакция находит свое воплощение в эстетической форме, продиктованной эмоциональным отношением человека к веществу мира, т.е. в чувствах, возникающих по отношению к материальному объекту. Чувство есть реакция человека на внешнее событие, когда последнее становится событием внутренним. Чувство становится первичной инстанцией в ряду восприятия внешнего события и рождает мысль, выраженную через конечный художественный образ или через последовательность художественных образов.

Если образ чувства достаточно статичен и довлеет эпитету или метафоре, то образ мысли более динамичен и предпочитает формы действенные. «И только думы - дети чувств - сиротство пылкое оплачут» (С. Борисов).

«Пошли мне, господи, жизнь, чтобы умереть, и смерть, чтобы выжить!» Вот молитва художника, она же суть формула искусства.

Вопросы для самопроверки

  1. Что мы понимаем под духовностью человека?

  2. В чем разница между объектом и его образом?

  3. Что лежит в основании искусства?

  4. Какова связь между внешним и внутренним событием?

  5. Как человек воспринимает действительность, и как она отображается в произведении искусства?