Художественный прием в драматургии театрализованного действа
Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием (сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа...
В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.
В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.
«Пять олимпийских колец»
Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова.
На сцене Дворца спорта появляются античные герои
Зевс:
| Я – Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно. Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных мое повеленье слывет непреложным законом! |
Геракл: | Я – славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали! |
Одиссей: | Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды! |
Зевс: | Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом! И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий: да будет долина Олимпии древней отныне прародиной игр олимпийских и летних, и зимних, чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше, не в смертном бою, а в спортивном велись поединке. Что скажешь, Геракл? |
Геракл: | По душе мне решенье такое! |
Зевс: | А ты, Одиссей? |
Одиссей: | Повеленья не знаю мудрее! |
Зевс: | Тогда я огонь возжигаю священный по праву и новые игры рожденными провозглашаю! |
Зевс зажигает олимпийский факел. Музыка. На сцене появляются группы юных спортсменов, делающие ритмические упражнения
| |
Зевс:
| Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое! Не будет отныне средь греков трусливых и хилых! |
Геракл: | Достойная смена! Им подвиги новые станут ступенями к славе! |
Одиссей: | И боги их примут в объятья! |
Зевс:
| Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея, сильны и точны, как могучая хватка Геракла тела и движенья гостей олимпийской арены! Иным поколеньям отныне хранить, умножая, из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству! |
Геракл: | Несите огонь достославный сквозь тысячелетья! |
Одиссей: | Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя! |
Музыка.
На сцене появляются танцевальные спортивные группы.
На площадке - Ведущие, наши современники
Юноша: | Как отзвук той большой олимпиады, мы начинаем славный праздник наш! И всем гостям мы бесконечно рады, пришедшим к нам! |
Девушка: | Как золотой мираж, огни цветут! Да будут вечно юны сердца у вас для стартов и наград! Горят глаза! Взволнованны трибуны! Звучи, оркестр! И появись, парад! |
Музыка.
Начинается торжественное шествие юных спортсменов
Вопросы для самопроверки
Что такое художественные прием?
Для чего служит художественный прием?
В какой части сценария задается художественный прием?
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление