logo
Борисов

«Святая простота» Сценарий театрализованного представления

Действуют:

Гитарист,

Искательница,

Пошляк,

Пустой,

Ограбленный,

Сограждане.

Слышатся звуки гитары. На сцене появляется Гитарист.

Звучит песня Гитариста

Гитарист:

Сколь мир многообразен

и чуден потому.

И мы ни в коем разе

не критики ему.

Он дремлет и судачит,

дарует и берет...

И что все это значит,

никто не разберет.

То к чуду прикоснется

в наитии святом,

то разом обернется

сквалыгой и шутом.

От полночи до света

восторг и маета,

лукавая планета,

святая простота!

Во время исполнения песни участники оформляют сцену как своеобразный вернисаж портретов, написанных выдающимися художниками всех времен и народов. Зрители видят веселые, серьезные, задумчивые лица людей, исполненных богатой внутренней сущности. Развесив портреты, участники покидают сцену. Гитарист остается на сцене во время всего представления то в роли барда, то в роли наблюдателя.

На сцене появляется Искательница. В руках у нее большая картонная коробка, перевязанная лентой с бантом. «Ля-ля-ля! Ля-ля!» – напевает Искательница, кружится и любовно поглядывает на коробку.

Искательница: Ах, ты, мое сокровище! Ах, ты, мое чудо! Ах, ты, моя прелесть!

Из-за кулис выглядывают и выходят на сцену любопытствующие участники

Первый: Никак шляпка?

Искательница: А вот и не шляпка!

Второй: Торт, небось?

Искательница: И вовсе даже не торт!

Третий: Ну тогда – шлык фильдеперсовый!

Искательница: И никакой не шлык!

Четвертый: Исподнее и боле ничего!

Искательница: Как бы не так!

Участники (вместе): Тогда что?

Искательница: Это... мой внутренний мир! Ах, ты мое сокровище! Ах, ты мое чудо! Ах, ты моя прелесть!

Первый: Ишь ты... Какая загадочная!

Второй: Внутренний мир говорит...

Третий: Вот и у меня внутренний карман есть...

Четвертый: Так ведь и у меня внутренности имеются!

Пятый: И я тоже внутрь употребляю...

Искательница: Эх, вы, дураки чумазые, черти долговязые! Жалко мне вас! Внутренний мир – это... это!.. Это!! Да что говорить, об этом петь надобно. Любезный, будьте добры!

Гитарист: Чего изволите?

Искательница: Что-нибудь этакое... о внутреннем мире...

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня в исполнении Гитариста

Гитарист:

Белый свет колобродит снаружи

под созвездием Гончего Пса.

То дожди колготятся, то стужи

завывают на все голоса.

Мы снаружи – без изъяна.

Полюбуйтесь-ка на нас!

Может поздно, может рано,

но пробьет наш звездный час.

А внутри мы исполнены мрака,

и ни зги там не видно, увы.

Может, злая бродяжит собака

и рычит в конуре головы.

К сожаленью, в сердцевине,

не пронизанной лучом,

мы не ведаем и ныне,

что к чему и что почем.

Занавешивается первый портрет

Первый: Ишь ты!

Второй: Какая загадочная!

Третий: Может, вскроем да поглядим?

Искательница: Я тебе вскрою! Я тебе погляжу! Не твой внутренний мир – мой внутренний мир!

Четвертый: И то верно... Вскроешь – а оттэда как шарахнет, и наших нет.

Пятый: Или еще того хлеще – газом шибанет.

Первый: Газом не газом, а с панталыку собьет... Это точно!

Искательница: Вахлаки! С панталыку... У вас панталыки-то – кот наплакал. Это я вам как женщина говорю.

Второй: Женщина...

Третий: Женщина говорит!

На сцену вбегает Пошляк

Пошляк:

Где женщина? И вправду – женщина.

Четвертый: А что есть женщина?

Пошляк: Интересуетесь? Женщина – это станок любви!

Получает по морде

Пошляк:За что? Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят.

Получает по морде

Пошляк: Да что же это такое? Я тогда говорить не буду!.. Женщина устроена так, что она вся мягкая и влажная.

Получает по морде

Пошляк: Если женщину понюхать...

Получает по морде

Пошляк: Если это будет еще повторяться, я замолчу! На чем мы остановились? Ах, да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая...

Получает по морде

Пошляк: Голая.

Получает по морде

Пошляк: Голая!

Получает по морде

Пошляк: Голая! Женщина голая! Голая баба!

На Пошляка сыплются удары. Он падает. Участники расступаются.

Пошляк начинает шевелиться и, наконец, встает, размазывая сопли

Пошляк: За что? Может, это вовсе и не я, может, это мой внутренний голос...

Пошляк уползает за кулисы

Пятый: Внутренний голос – это еще не внутренний мир!

Первый: Не скажи! Каков мир – таков и голос.

Второй: А что вы, ей богу! Вскроем и поглядим.

Искательница: А я не дам! Не для того я взлелеяла, чтобы глядеть, а пуще того -трогать... Свой внутренний мир заимейте, тогда и суйтесь!

Третий: Да у меня этот внутренний мир знаешь какой? Как у троянского коня пузо... Любезный, подтверди!

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста

Гитарист:

И золотник, и медная полушка

порой бывают цвета одного.

Троянский конь - коварная игрушка.

Поди узнай, что в брюхе у него!

Поди, узнай, чья тайная засада

ужо грозит погибелью тебе.

Поди узнай, кому все это надо

и кто в ночи играет на трубе.

Ах, этот конь, вместилище напасти,

земная сыть, что вовсе не пуста!

Поди узнай, какой он будет масти

и что он есть от гривы до хвоста.

Занавешивается второй портрет

Четвертый: А мой внутренний мир весь такой маленький, весь такой лохматенький, на зверька похож...

Пятый: А вот мой внутренний мир очень даже пикантный. От него даже серой немного несет...

Первый: Интересно получается! Весьма интересно! От кого-то несет, а кто-то пахнет...

Второй: Как внутренним миром пахнет, так форточку открывай!

Третий: Бросьте! Вот у меня внутренний мир, что глыба. Не своротишь! Потому как я человек серьезный... А ты как считаешь?

Вопрос обращен к Пустому, только что появившемуся на сцене

Пустой: Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»...

Четвертый: Как это так - «внутри пфу»?

Пятый: «Внутри пфу» – это нехорошо.

Первый: Не может быть «внутри пфу».

Второй: Это безобразие – «внутри пфу»!

Третий: Это чудовищно – «внутри пфу»!

Искательница: «Внутри пфу» –просто неслыханно!

Четвертый: Это уж совсем черт знает что – «внутри пфу»!

Пустой: Вы знаете, а у меня «внутри – пфу».

Пятый: Надо его избавить от этого «пфу».

Первый: У него не должно быть «внутри пфу».

Второй: Необходимо, чтобы этого «пфу» у него не было.

Третий: Он должен изжить это свое несчастное «пфу».

Искательница: Это «пфу» ему нужно презреть.

Четвертый: Ему надо наполнить себя смыслом.

Пятый: Избавиться от этого «пфу» – его прямая обязанность.

Пустой: Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»!

Первый: Сейчас изладим!

Второй: Поможем!

Третий: Выручим!

Искательница: Спасем!

Четвертый: Наверстаем!

Пятый: Наградим!

Первый: Осчастливим!

Второй: Любезный, марш! Пожалуйста!

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста. Участники, кроме Искательницы и Пустого, покидают сцену

Гитарист:

Совершенству нет предела.

Помогай ему расти!

Пусть цветут и дух и тело

нам во благо и к чести.

Нету вакууму места

в человеке. Гой еси!

Ком божественного теста

в душу живу принеси!

Поусердствуй о немногом

иль и многом, так сказать!

Озаботься вместе с Богом

думать, чувствовать, дерзать!

Занавешивается третий портрет

Искательница: Ох, что-то будет, что-то будет...

Пустой: А что будет? Хуже не будет.

Участники появляются на сцене с подарками-символами,

поочередно оделяя ими Пустого

Третий: Вот!

Пустой: Это что?

Третий: Это твоя детская непосредственность.

Вручает Пустому детский горшок

Четвертый: Вот!

Пустой: А это что?

Четвертый: А это твоя романтическая приподнятость!

Вручает Пустому голубой воздушный шар

Пятый: И вот!

Пустой: Что это?

Пятый: Это твоя интеллектуальная закваска.

Вручает Пустому багетовую раму без холста

Первый: А это твое философическое «я»!

Вручает Пустому университетскую шапочку

Второй: А это твой общественный интерес!

Вручает Пустому российский флажок

Третий: А вот это твоя мистическая склонность!

Вручает Пустому игральную карту с дамой пик

Четвертый: А это твоя сексуальная озабоченность!

Вручает Пустому газету «Мистер Икс»

Участники (все вместе): Поздравляем с внутренним миром!

Пустой сгребает подарки в кучу

Пустой: Где взяли-то?

Пятый: А где взяли, там больше нет.

Первый: А где больше нет, там и взять нечего.

Пустой: Ограбили кого?

Второй: Зачем? С граждан по нитке – нищему внутренний мир.

Пустой: Экое богатство привалило... И чего мне с ним делать?

Искательница завистливо косится в сторону Пустого

Искательница: Давай меняться! Ты мне – свой внутренний мир, а я тебе – свой.

Пустой: Ну, не знаю... Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.

Искательница: Ну, тогда пропадай! Я уж за ценой не постою.

Пустой: Никак невозможно. Себе дороже. Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.

Искательница: Тогда подари, что ли?

Пустой: Как же я тебе его подарю, когда он у меня весь, как на ладони, а твоего я отродясь не видел?

Искательница: Ну, хорошо... Тогда дай поносить!

Пустой: А я что носить буду? Свой-то у меня вот он, как на ладони, а что там у тебя, мне неведомо.

Искательница: Так и быть. За интеллектуальную закваску можешь ручку поцеловать.

Пустой (заинтересованно): Ручку, говоришь? А, ладно. Бог с ней, с закваской! Бери! А теперь ручку, пожалуйста! (Целует ручку) Прелестно!

Искательница: А за поцелуй в щечку свое философское «я» отдашь?

Пустой: Согласен. И без философического «я» как-нибудь просуществую. (Целует щечку) Восхитительно! Я балдею!

Искательница: А за общественный интерес и другую щечку подставлю!

Пустой: Давай другую! Мне этот интерес без надобности... (Целует другую щечку) Божественно!

Искательница: А за детскую непосредственность и романтическую приподнятость я и в губы разрешу.

Пустой: Неужто в губы! Где наша не пропадала! Бери! (Целует в губы) Умопомрачительно!

Искательница: А за мистическую склонность в объятия упаду!

Пустой: Падай. Ну ее к лешему, эту мистическую склонность!

Обнимает Искательницу, которая освобождается от затянувшегося объятия

Искательница: Но-но! За такое лапанье мистической склонности маловато будет! Как насчет сексуальной озабоченности?

Пустой: А вот за это и отдаться – мало будет. А что, своей не имеется?

Второй: А вот вскроем и поглядим.

Искательница: Ишь вы, шустрые какие! Моей сексуальной озабоченностью интересуются! Да только я другому отдана и буду век ему верна. Любезный, подтверди.

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста

Гитарист:

То-то времечко настало –

кроме секса бога нет!

Свергнуть душу с пьедестала

догадался белый свет.

Только судороги тела,

да возня до утра вплоть

Все святое нынче съела

человеческая плоть.

Будем веселы и бойки.

Что от грусти помирать!

Хорошо с подружкой в койке

и резвиться и играть.

Занавешивается четвертый портрет

Искательница: Вот спасибо! Вот уважил! (Обращается к Пустому) Ну так как насчет озабоченности?

Пустой: Ну нет! Совсем внутренний мир терять мне не с руки. У меня в нем кроме этой самой озабоченности ничего боле и нету. Самому сгодится.

Слышится отчаянный крик «Караул!». На сцену вбегает Ограбленный

Ограбленный: Караул! Внутренний мир сперли! А ну, вертай взад!

Третий: Чего орешь? Может, у тебя его и не было вовсе.

Ограбленный: Как это не было? Еще вчера был, а вот теперь нету. Потому как сперли...

Четвертый: И много сперли?

Ограбленный: А все и сперли! Теперь вот сквознячок внутри гуляет. Может, ты взял?

Пятый: Мне без надобности. С этим внутренним миром канитель одна.

Ограбленный: Тогда ты?

Первый: Еще чего? У меня внутри все место занято. Пиво я весьма уважаю.

Ограбленный: А не ты ли спер?

Второй: Чтоб я?! Чтоб мне?! Чтоб у меня?!

Ограбленный: Ну тогда ты!

Третий: А вот это видел? (показывает кулак) Моя тара твоей не пара! У меня внутри ничего не болит, поскольку я сызмала – монолит.

Искательница прикрывает выменянные на поцелуи подарки

Ограбленный замечает это

Ограбленный: А ведь это мое! Моя детская непосредственность! И это мое! Моя романтическая приподнятость! И мистическая склонность! И интеллектуальная закваска! Отдай!

Искательница: Не отдам! Натурой оплачено!

Ограбленный: Отдай, говорю! Где взяла?

Искательница: Где взяла, там уже нет. Не отдам! Только через мой труп!

Четвертый: Кажись, смертоубийство карячится... Чего, мужик, раскипятился? Дама дело говорит.

Искательница: Профукают свой внутренний мир, а потом шумят, ироды... На, подавись!

Подвигает Ограбленному коробку, перевязанную лентой

Ограбленный: Однако... Весьма изящно упакованная вещь. Будет кому что показать. Благодарю вас, сударыня! Обожаю сюрпризы... Подтверди, любезный!

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста

Гитарист:

От пустых клоунад и реприз

ничего, кроме колик в желудке.

А случится приятный сюрприз -

хорошо, как от дружеской шутки.

Но, бывает, теряешь покой,

если вдруг, как стеклом по железу,

средь сюрпризов найдется такой,

что глаза к переносице лезут.

И грешит на судьбу человек,

и мордуется вроде урода.

Ах, избавь нас, о боже, навек

от сюрпризов подобного рода!

Занавешивается пятый портрет

Ограбленный: И чего тут?

Пятый: Чего, чего... Вскроем и поглядим!

Участники (вместе): Налетай, братцы! Вскрывать будем!

Участники наступают на Ограбленного.

Тот прикрывает коробку руками.

Первый: Жизнь или внутренний мир!

Ограбленный: Господа, помилуйте! Ведь само в руки пришло...

Второй: Век свободы не видать!

Ограбленный: Помогите!

Третий: Через семь гробов, в крестовину, в душу, в архангела Гавриила!

Ограбленный: Караул! Грабят!

Ограбленный бросается бежать, участники за ним

Четвертый: Сей момент бантик развяжем!

Пятый: Внутренний мир – общее достояние!

Первый: Не потерпим индивидуализму!

Второй: Все для всех!

Третий: А ну кажи!

Четвертый: Позор ловчилам!

Ограбленный и участники исчезают за кулисами. На сцене остаются Искательница, Пустой и Гитарист

Искательница: Ну, вот теперь и отдышаться можно... Собраться с мыслями...

Пустой: Ну и ну... обмишулился я, гляжу... все отдал, одна сексуальная озабоченность при мне. Это же не жизнь теперь будет, а сплошной половой вопрос получается...

Искательница: Чего заскучал? Не импотент, поди? Вопрос не в повестку – утешишься! Ты лучше скажи, что мне с моим добром делать? Хлопот теперь не оберешься: приподнятость не урони, склонности поусердствуй, непосредственность побереги, интерес не потеряй... А жить когда? Когда компот с белым хлебом кушать?

Пустой: А вы компот, значит, любите?

Искательница: Не только компот, я еще шницель люблю.

Пустой: А где же вы шницель кушаете?

Искательница: Обыкновенно в пивной.

Пустой: Вы любите пиво?

Искательница: Нет, я больше люблю портвейн.

Пустой: Я тоже люблю портвейн.

Искательница: Вы любите портвейн? Как это хорошо! Я хотела бы вместе с вами выпить портвейну.

Пустой: И я тоже хотел бы с вами выпить портвейну.

Искательница: Простите, можно вас спросить об одной вещи?

Пустой: Конечно. Спрашивайте.

Искательница: Вам прямо-таки необходим этот дурацкий внутренний мир?

Пустой: Уж я таки сейчас и не соображу.

Искательница: А что вы скажете, если нам сейчас пойти и выпить портвейну?

Пустой: Ну что ж, я согласный.

Искательница: Тогда пошли... Любезный, проводи!

Гитарист: С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста

Гитарист:

Пригубьте, тети!

Глотните, дяди!

Ах, вы не пьете?

Чего же ради?

Поддать при блюде –

не гнуть подковы.

Давайте будем

как есть здоровы!

И день грядущий,

и время оно –

отыщет пьющий

на дне флакона.

И спросит: «Де я?»,

в тоске зайдется...

Была б идея –

портвейн найдется!

Занавешивается шестой портрет

На сцене – груда невостребованного внутреннего мира. Гитарист задумчиво обходит ее, осматривая каждый предмет. Время от времени вопросительно взглядывает в зал, показывая ту или иную оставшуюся принадлежность, как бы спрашивая - не нужна ли она кому-нибудь из зрителей.

Из-за кулис появляется перепуганный Ограбленный, прижимающий к груди коробку с лентой. Ограбленный садится на авансцену и, озираясь по сторонам, начинает развязывать ленту. Из-за кулис, крадучись, появляются остальные участники и постепенно окружают Ограбленного, поглощенного своим занятием. И вдруг...

Участники (вместе): Вскро-о-е-е-м! (Бросаются на Ограбленного)

На сцене – куча мала. Из груды тел высоко взлетает развязанная лента. И тут раздается оглушительный взрыв. Все разлетаются в стороны и падают замертво. Гитарист грустно констатирует сей факт

Гитарист:

Финита ля комедия!..

Из-за кулис появляются Искательница и Пустой в обнимку и по всем признакам уже выпившие портвейна

Искательница: Что это?

Пустой: Похоже, внутренний мир дуба дал...

Искательница: Мой?

Пустой: Был твой, да весь вышел.

Искательница: Неужто весь? И ничего не осталось?

Пустой: Как и есть – ничего.

Искательница: А твоя озабоченность? Эта самая?

Пустой: Увы и ах! Ну, да это – дело наживное... Еще озабочусь...

Искательница: В таком случае, прощай! Вот тебе мой экивок на память, а я, между прочим, помереть должна...

Искательница ложится и умирает

Пустой: Однако, нехорошо получается... Одиночество – оно хуже смерти будет... (обращается к Гитаристу) Браток! Добей, помилосердствуй!

Гитарист (берет гитару): С нашим удовольствием!

Пустой: Спасибо, браток!

Пустой падает и умирает. Звучит песня Гитариста

Гитарист:

Уроним голову на грудь

и воздадим им почесть.

Они ушли не как-нибудь,

а сутью озабочась.

Они блуждали поперек

и вдоль сего вопроса,

но не смогли извлечь урок

и рухнули с откоса.

Они шарахались, пыля,

в пути, что крив и злачен...

Да будет пухом им земля!

Простим их и оплачем!

Гитарист кладет гитару на «труп» Пустого

Гитарист: Финита ля комедия... Тс-с-с-с-с...

Прижимая палец к губам, Гитарист на цыпочках покидает сцену.

Занавес

Примечание: В представлении использованы мотивы произведений Д.Хармса «Лекция» и «Старуха».

Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется документальный материал и художественный материал сценария?

  2. Что такое метафора?

  3. Что такое развернутая метафора?