logo
Борисов

II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала

Под драматургизацией документального материала, то бишь документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань театрализованного действа, будь то представление, праздник или обряд. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента.

Если документальный объект внимания определен темой театрализованного действа, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.

Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора – это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов – документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.

Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора – это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».

Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развернутой.

Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, – возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализацией метафоры.

Именно реализация развернутой метафоры имеет место в приведенном ниже сценарии. Бытовой образ коробки из-под торта становится метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутреннего мира тоже обретают очертания реальных предметов. Детскую непосредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость – воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, мистическую склонность - игральная карта («дама пик»)... Реализацией метафоры продиктован и жанр театрализованного представления. В данном случае - это сатирическая комедия обстоятельств.