Предисловие
Название учебного пособия «Основы драматургии театрализованного действа» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством». Однако, чтобы не противоречить привычному термину, означающему данную дисциплину, в предисловии и программе курса автор считает возможным употребление и такого словосочетания, как «сценарное мастерство».
Целью изучения и освоения курса «Сценарное мастерство» будущими режиссерами театрализованных представлений, праздников и обрядов является умение создать грамотный и профессиональный в художественном отношении сценарий театрализованного действа, который служит единственной и необходимой, а именно драматургической основой последнего. Задача отнюдь не простая, ибо требует от будущего специалиста не только определенных теоретических знаний, творческих способностей и профессиональных навыков, но и полной самоотдачи в процессе достаточно сложного и кропотливого труда над созданием подобного рода драматургии.
Данное учебное пособие предусматривает серьезное и глубокое изучение теоретических основ курса, включающих в себя рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.
Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого студента быть драматургом? Очевидно, нет. Но каждый студент в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.
Успех обучения сценарному мастерству зиждется на повседневной и вдумчивой работе каждого студента над решением вопросов, которые ставят перед ним тематика теоретического материала курса и постоянна практическая деятельность, связанная с прикладным характером полученных знаний.
Последовательность изложения теоретического и практического материала в данном учебном пособии обусловлена непосредственно самим поступательным движением творческого процесса драматургизации, связанного с обогащением новыми сведениями и привлечением более широкого инструментария практического характера, а также предполагает постоянное возвращение к уже пройденному и освоенному материалу с целью уточнения определенных и необходимых для работы установок, понятий и терминов.
В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки, с помощью которых получает свое завершение изучение и усвоение пройденной темы.
Изучение курса «Сценарное мастерство» начинается со второго семестра, поскольку в первом семестре читаются «Основы драматургии», рассматривающие драматургию театральную.
В пособии большей частью отсутствует прямое цитирование соображений, высказываний и определений, содержащихся в первоисточниках, указанных в заключительном списке литературы. Это скорее своеобразный субстрат, основание и питательная среда, которые позволяют, сообразуясь с предлагаемыми публикациями, взятыми как некие ориентиры, сделать определенные упрощенные выводы и умозаключения и придать им доступный и прикладной характер. Достаточное исключение составляет книга Л.А. Чечетина «Основы драматургии театрализованного представления», основные положения которой и их аспекты нашли свое, пусть и не совсем адекватное, отражение в данном пособии.
Следует добавить, что все сценарии, представленные ниже и предложенные в качестве иллюстративного материала к теоретическому, оригинальны и принадлежат перу автора данного учебного пособия. Это определилось двумя условиями. Во-первых, всегда существует определенная органическая связь между знанием в той или иной области и его эмпирическим воплощением, своего рода материализацией отвлеченного в конкретное. И если это единство сосредоточено в одном человеке, процесс этот протекает гораздо эффективней, без излишних противоречий. Во-вторых, автор пособия обладает способностью осуществить обоснованное и задуманное и придать ему непосредственную драматургическую форму будучи профессиональным литератором и членом Союза российских писателей.
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление