IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.
В быту – сельском и городском, старом и современном – жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости совершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и традиционной последовательности. Таким образом, обряд – это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы.
Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует совершить обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды – на купальские или масленичные и т.п.).
Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельческим бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека; оказиальные, приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.
Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых действиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условно обозначают определенным действием или словом. Так, например, на колени невесты сажают мальчика, чтобы рождались сыновья, на пути свадебного поезда стреляют, чтобы отпугнуть вредоносные силы. В качестве вербальной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов, стимулирующих и обережных, существуют так называемые мантические обряды, то есть гадания.
Демонстративно-символические действия связаны с общественной санкцией происходящего. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадионе).
Если обряд – это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал – совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал – это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий – его содержание.
Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия памятника, сооружения и пр.
При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не просто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализованным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальными участниками становится его условным художественным образом, реализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, непосредственный праздник превращается в опосредованного «главного героя» театрализованного действа.
В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и начало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание духов растительности как символа обновления и расцветания природы. Название Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, поскольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По христианским представлениям Троица – три лица или ипостаси бога: бог – отец, бог– сын и бог - дух святой. Содержание праздника Троицы составляет миф из новозаветной книги «Деяния апостолов» о сошествии «святого духа» на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христа, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, крещение русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл.
Излишне говорить о том, что воспроизведение сценарной основы праздника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невозможно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточно давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого этот праздник является, ибо невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Причем драматургия подобного театрализованного действа должна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом анализе будущего сценария. Анализ этот может выглядеть следующим образом.
Тема. О божественных началах в природе и человеке.
Идея. Эти начала едины. Как расцветает природа, так дóлжно расцветать и человеческой сущности, которая включает в себя способность сострадать ближнему, стыдиться собственных прегрешений и благоговеть перед прекрасным, что соответствует количественно трем христианским ипостасям Бога.
Жанр. Лирическая драма с элементами языческой и православной обрядности.
Конфликт. Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.
Художественный прием. Духовный христианский запрос человеку, и ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пересечением и взаимопроникновением.
Таким образом, сценарий данного праздника может выглядеть следующим образом.
У НАС НЫНЕ СЕМИК – ТРОИЦА!
Сценарий театрализованного праздника
Пролог
Музыка. На площадке Селяне в русских национальных костюмах. Поют и водят хоровод
Хор: | Улица моя широкая, Да йё-йё-йё! Трава-мурава зеленая! Чем улица изукрашена? Изукрашена улица Травой-муравой зеленою, И гудками, и волынками, Молодыми молодицами, Еще красными девицами. |
Соло: | Пойдем, девочки, Завивать веночки! Завьем веночки, Завьем зеленые. Стой, мой веночек, Всю недельку зелен. А я, молодешенька, Весь год веселешенька! |
Музыка смолкает. Хоровод рассыпается. Селяне радостно взывают к собравшимся на праздник и к себе самим
Вот и дождались мы праздника, люди добрые!
Вот и птицы запели нам песню светлую!
Вот и солнце засияло для нас в небе утреннем!
А что за праздник такой благом крестил нас и радостью?
Что за праздник испросил песен наших во здравие земли-матушки?
Что за праздник березы белые раскачал и листвой веселой седмицу чаянную повил?
Что за праздник нас ладом подарил и летом овеял?
А имя тому празднику Семик честной да «зеленые святки»!
А имя тому празднику свята Троица!
И вновь Селяне заводят хоровод с песней
Хор: | По вешнему по складу мы песню повели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли! Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли! От луга и от сада цветочки расцвели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли! |
Возвесели, Троица!
Охрани, Троица!
Благослови, Троица!
Издалека, нарастая, все громче и громче звучит праздничный перезвон колоколов. Хоровод останавливается. Селяне, внимая этому перезвону, расходятся в стороны, образуя две группы – парней и девушек. Массовка, разделившись, открывает трех Посвященных в светлых одеждах, как в ризах. С ними хоругвь с ликом Христа либо с изображением Святой Троицы, как на образах
1-й: И да благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа – Троицы единосущной и нераздельной... | ||
Посвященные (вместе): Аминь! | ||
Селяне вступают в диалог с Посвященными
| ||
2-й: Мы есть Посвященные, ибо осведомлены о Пресвятой Троице и причастны к великой тайне ее. | ||
3-й: Поэтому и славим день ее рождения на земле, ибо, как в Боге три ипостаси живет, так и в человеке трем добродетелям должно быть. А иначе он и не человек вовсе. | ||
| ||
1-й: | Сподобься сострадать ближнему своему! | |
2-й: | Сподобься стыдиться дурных дел своих! | |
3-й: | Сподобься благоговеть перед красотой мира сего! | |
Посвященные (вместе): Аминь!
Звучит песня с плясовой мелодикой и ритмикой
Девушки (поют с притопом): | ||
| Пойду ль я, молода, Пойду ль я, хороша, Тишком лужком, бережком. Пойду ль я, молода, Пойду ль я, хороша, В кленник, в дубняк, в ясенник. Сломлю ль я, молода, Сломлю ль я, хороша, Кленничку, дубнячку, ясенничку. Совью ль я, молода, Совью ль я, хороша, Себе зеленой венок. | |
Парни (поют с притопом): | ||
| Пойдем, Дуня, во лесок на часок, Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок, Под саменький корешок, корешок... Куплю Дуне сарафан, сарафан. Носи, Дуня, не марай, не марай. По праздничкам надевай, надевай, На Троице, на святой, на маслене годовой! | |
Между поющими группами парней и девушек появляется 1-й Посвященный в образе Страдальца
| ||
Страдалец (обращаясь к одной группе): Я нищ... У меня нет и малой монеты для нужд моих... Кто одарит меня?
Девушки не обращают внимания на Страдальца
Девушки (хором вполголоса): | ||
| Пойду ль, молода, Пойду ль я, хороша, Тишком лужком, бережком... | |
Страдалец (обращаясь к парням): Я наг... Студеный ветер знобит мое тело, а жаркий песок пустыни обжигает меня... Кто даст мне одежду?
Парни не обращают внимания на Страдальца
Парни (хором вполголоса): | ||
| Пойдем, Дуня, во лесок на часок, Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок... | |
Страдалец (обращаясь к девушкам): Я голоден... И плоть моя слабеет, и жизнь угасает во мне... Кто накормит меня?
Девушки на обращают внимания на Страдальца
Девушки (хором вполголоса): | ||
| Пойду ль я, молода, Пойду ль я, хороша, В кленник, в дубняк, в ясенник. | |
Страдалец (обращаясь к парням): Я болен... Недуг снедает меня, и нет никакой надежды на выздоровление... Кто исцелит меня?
Парни не обращают внимания на Страдальца
Парни (хором вполголоса): | ||
| Куплю Дуне сарафан, сарафан. Носи, Дуня, не марай, не марай. | |
Страдалец оглядывает зал
| ||
Страдалец: А у вас?.. Тоже нынче праздник? А ведь в Писании сказано? «Возлюби ближнего как самого себя».
Селяне возглашают свое, словно подхватывая слово «праздник»
|
Возвесели, Троица!
Охрани, Троица!
Благослови, Троица!
И вновь Селяне заводят хоровод с песней
Хор: | По вешнему по складу мы песню завели! Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли! Гуляй, Семик да Троица От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой ладо, лель-люли! |
Один из Селян, куражась, обращается к Посвященным
| |
– Примите под сень свою! | |
1-й: | А ты кто таков? |
– Я-то? Грешник, кто же еще... (Голосит частушку) Мне с собою нету сладу – Не сочтите, что форсю! Я заместо лимонаду водку трескаю вовсю! | |
1-й: | Нехорошо это. Стыдно. |
Одна из Селянок обращается к Посвященным
– Возьмите под крыло свое! | |
2-й: | А ты кто? |
– Ой, и не скажите! Грешница великая... (Голосит частушку) Был Ванюша холостой, да отбила гадина! Я ей в рожу кислотой – Так вот и отвадила! | |
2-й: | Стыдно, небось? |
– Что? А дочь Иродова? Голову Иоана-Предтечи на блюде ей поднести стребовала! А ты говоришь – стыдно. (Смешивается с группой Селян).
Еще один Селянин обращается к Посвященным
– В компанию не возьмете? | |
3-й: | А ты кто? |
– Грешник я. Кто ж еще? (Голосит частушку) Я бы с милкой три недели кувыркался у куста, кабы мухи не заели ее сдобные места! | |
3-й: | Срам какой! И тебе не стыдно? |
– Да сам пророк Давид слугу своего Урию на войну услал и там смерти предал, а жену его к себе на прелюбодеяние взял! А ты говоришь – стыдно! (Махнув рукой, смешивается с Селянами)
3-й посвященный обращается к гостям праздника
| |
3-й: А вам... за себя никогда не стыдно? А ведь в Писании сказано: «Да устыдись грехов своих и прощен будешь». | |
Селяне возглашают свое, словно прощение коснулось их
И вновь на площадке - хоровод с песней
| |
Хор: | Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли! От луга и от сада цветочки расцвели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли! |
Музыка смолкает. Селяне заканчивают танец, уморившиеся, но весьма довольные собой. Парни и девушки перебрасываются веселыми репликами, подзадоривая друг друга
Оказавшиеся рядом пары под речитатив, глаза в глаза, движутся по кругу, либо относительно друг друга
Парни (вместе): Фасон береги! Сморгнуть не моги! Девки (вместе): А кто сморгнет, того черт возьмет! – Сморгнула! Знай свое место, бесова невеста!
Парни ликуют. Девки в притворном ужасе визжат
Девки (вместе): Если ты не дурачок, губы в бантик и молчок! Парни (вместе): А кто вякнет ненароком, тем веселье выйдет боком!
Парни нарочито молча, пыхтя и еле сдерживаясь, движутся по кругу либо относительно друг друга. Один из парней не выдерживает и прыскает со смеха
Девки ликуют. Парни в притворном ужасе причитают.
Парни начинают щекотать девок. Девки с визгом убегают. На площадке остаются одни парни
Посвященные вмешиваются в разговор парней, как бы продолжая его
| |
1-й: | Не ведаете? |
Звучит проникновенная лирическая мелодия. На площадке появляются уже знакомые девушки, плывущие в медленном танце
| |
2-й: А вот – взгляните! Какими прекрасными создал их творец. И улыбки их, как цветы, что раскрываются навстречу солнцу... | |
3-й: Щеки у них – как розовый шелк. Губы у них алы – и наслаждение смотреть на них... | |
3-й: Волосы их блестящи и волнисты, как родниковый поток. А глаза глубоки и влажны, как горные озера... | |
1-й: И стан каждой из них похож на стройную березку. И в дыхании их веет запах цветущих яблонь... | |
2-й: Не это ли есть красота, истинная и возлюбленная небом и человеком? Ужели не поклонитесь ей и не воздадите ей всем сердцем своим и ныне, и присно, и во веки веков? | |
Парни явно не понимают, о чем идет речь, и недоумевают по поводу сказанного
Парни хватают девушек под бока и пускаются в пляс
Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!
Посвященные оглядывают присутствующих
| |
3-й: | А вам... Тоже невдомек, что красота рядом живет и душ ваших взыскует? |
Танцующие и поющие Селяне перекрывают Посвященных
От луга и от сада цветочки расцвели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли!
Селяне с песней и в танце покидают площадку. Говорят Посвященные
| |
1-й: Так помните, что в Писании сказано: «Помоги ближнему и воздастся тебе, ибо сто отдал, то – твое!» | |
2-й: Устыдись грехов собственных, и чистыми будут и душа и тело твои! | |
3-й: Созерцай прекрасное и служи ему - и поднимется к свету дух твой! | |
Посвященные (вместе): Аминь!
Музыка. Посвященные покидают площадку. Появляются Селяне с зеркальцами в руках. Свет гаснет. Работает один прожектор. Исполнители ловят зеркальцами световые зайчики и направляют их сначала в лица друг другу, потом на гостей праздника. Игра со светом сопровождается песней
| |
Хор: | Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, Сыр колупают, Собакам бросают. Собаки-то не едят. А куры-то не клюют. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Твоих детушек подряд Славно святки веселят. И собаки лают. И куры-то кудахчут. Доли – лёли – лёли – лё! |
Зажигается свет. Селяне низко кланяются присутствующим. Звучит последняя зазывная реплика
Массовка весело убегает со сцены
|
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление