Предпринимательство в сфере и туризме.
Основные понятия предпринимательской деятельности: предприятия, предпринимательские деятельности, предприниматель, предпринимательство. Субъекты предпринимательской деятельности.
Предпринимательские риски. Управление предпринимательскими рисками.
В ГК предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на системное получение прибыли лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприниматель - это основной субъект предпринимательской активности, стремящийся к максимизации своей прибыли за счет сознательного повышения экономического риска, связанного с вложением в дело собственных средств и принятием на себя имущественной ответственности за результаты хозяйственной деятельности.
Предпринимательство – это форма проявления инициативы, рассчитанная на получение систематической прибыли в ходе организации собственного бизнеса, несущая финансовые риски и материальную ответственность. Другими словами – это проявление общественных отношений инициативного характера индивидуального или коллективного объединения физических или юридических лиц.
Различают предпринимательство государственного типа и частное предпринимательство.
Государственное предпринимательство предполагает воздействия государства на субъекты частной инициативы, не исключает деятельность государственных хозяйствующих субъектов.
Частное предпринимательство является индивидуальной самодеятельностью негосударственной формой собственности.
В предпринимательской деятельности участвуют несколько субъектов:
предприниматели
потребители
наемные работники
партнеру по бизнесу
государство
Предприниматели осуществляют производство Т и У, предлагают их на рынке, стремятся к получению прибыли, ведут конкурентную борьбу.
Потребители являются обязательными участниками ПД, т.к. только в результате потребления Т и У создаются возможности и стимулы новаторской деятельности по созданию новых Т и У. основой предпринимательского интереса потребителей является их стремление приобрести больше Т и У на свой доход с максимальной его экономией.
Наемные работники относятся к субъектам ПД в силу следующих причин:
Рабочая сила является товаром, который приобретает предприниматель
Заключается контракт по найму, наемные работники и предприниматель идут на риск, т.к. наемные работники предоставляют свой ресурс, а предприниматель – свой капитал. Таким образом наемные работники заинтересованы в результатах эффективности ПД, т.к. почти всегда от этого зависит его заработная плата.
Партнеры по бизнесу во многом определяют успех и финансовые результаты ПД.
Государство создает правовые основы ПД, осуществляет регулирование этой деятельности, обеспечивает инфраструктуру производства (банковская, биржевая) и участвует в ПД через создание государственных предприятий или долевом участии в уставном капитале.
В зависимости от отношения к собственности ПД м осуществляться в 2 формах:
предприниматель = собственник, организатор, управляющий
предприниматель ≠ собственник, но = организатор и управленец
К основным чертам предпринимательства, как вида деятельности, относятся:
инициатива
новаторство
целенаправленная деятельность по управлению и организации производства
наличие рисков
получение предпринимательского дохода.
ПД предполагает выполнение ряда условий:
правильно оценивать платежеспособность
определять потребность в Т иУ
правильно оценивать емкость рынка, способы сбыта
определять оптимальный объем производства, оптимальные технологии
минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Качества, которыми должен обладать предприниматель:
умение принимать новаторские решения
генерировать идеи, воплощать их в новые технологии с целью получения дохода
оперативно оценивать все формы инноваций
не бояться рисков, уметь управлять ими
быть готовым принять ответственность за результаты своей деятельности.
Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприниматель понесет убыток/потери, если намеченные управленческие решения не осуществятся, если допущены просчеты/ошибки при принятии этих управленческих решений. Риск заложен в самой сути ПД.
В абсолютном выражении риск может быть представлен в натуральном выражении или стоимостными потерями.
В туризме к потерям относят:
незапланированные материальные расходы
прямые денежные потери
инфляция
изменение валютных курсов
хищения
потеря рабочего времени и т.д.
Предпринимательский риск можно подразделить на:
производственный
финансовый
инвестиционный
Предпринимательский риск (ПР) связан непосредственно с хозяйственной деятельностью сервисного предприятия и определяется как вероятность невыполнения фирмой своих обязательств по контракту/договору. Риск в реализации Т и У, ошибки в менеджменте.
В туристической деятельности можно выделить следующие ПР:
риск полного прекращения деятельности из-за невозможности поездок туристов в силу форс-мажорных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.)
риск недополучения заказанных у партнеров Т и У (нет мест в самолете, гостинице).
риск недополучения денежных средств за реализованные туристические услуги (связанные, например, с информацией)
риск отказа покупателей от поездки
ценовые риски (неверно посчитан тур, инфляция)
риск банкротства.
Финансовые риски (ФР) – вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной/биржевой сферах или операций с ценными бумагами.
К ФР относят:
кредитный риск
валютный
упущение финансовой выгоды
Кредитный риск связан с неуплатой заемщика либо основного долга, либо % за кредит.
Валютный риск связан с курсами валют. В туризме весьма существенен.
Риск упущенной финансовой выгоды – финансовый ущерб, который может возникнуть в вследствие невыполнения какого-либо мероприятия (банкротство фирмы).
Инвестиционные риски (ИР) связаны с инновационной деятельностью фирм. Выделяют следующие виды:
связанный с техническими инновациями
с экономическими и организационными сторонами
определяемые «молодостью» предприятия
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных экзогенных и эндогенных факторов.
К наиболее важным экзогенным (внешним) факторам относятся:
политические факторы
инфляция
налоговые ставки
таможенные пошлины
стоимость аренды
К эндогенным (внутренним) факторам относятся:
связанные с ошибками в менеджменте
ценовая политика
кадровая политика.
Выделяют также зоны предпринимательского риска:
зона допустимого риска, в которой предприниматель возмещает издержки и получает среднюю прибыль, обычный кредитный риск.
зона критического риска, в которой П возмещает только издержки производства
зона катастрофического риска – прямой путь к банкротству. П ничего не возмещает.
Управление рисками – практическая деятельность по снижению воздействия негативных последствий риска, которая предполагает разработку различных мер, способствующих устранению возможных отрицательных последствий.
К мерам относится разработка процедур предупреждающего характера, которые включают в себя конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рисковые решения, разработку инструкций по реализации рисковых альтернатив и т.д.
Основные способы уменьшения риска сводятся к:
страхование рисков
образование специального резервного фонда для самострахования за счет оборотных средств – защита служебной и коммерческой тайны
передача части риска специальным фирмам – предотвращение краж.
Правовое обеспечение СКСиТ
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.