logo
Ответы на ГАК

Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.

Способы и формы распространения культуры. Стихийный и организованный уровни освоения культурных ценностей. Интерпретация культурных ценностей как вид социально-культурного сервиса. Характеристика признаков интерпретации. Функции социально-культурного сервиса и направления. Особенности досугового сервиса.

Социально-культурный сервис – это удовлетворение душевно-духовных потребностей индивидуума или социальной группы посредством создания специфических культурных услуг, в которых отражаются процессы освоения и распространения культурных благ и ценностей.

Деятельность по распространению культуры может быть стихийной, когда человек сам осваивает ее (например, как в инкультурации), и организованной, когда эта деятельность осуществляется систематически и регулярно в лице организации.

Нормативно и организационно деятельность по распространению куль­туры различается по формам, методам и целям. Драгичевич-Шешич Милена, специалист по менеджменту в культуре, выделяет такие формы распространения культуры через учреждения, как выставка, концерт, спектакль, лекции, вечера, презентации, контактные мероприятия с участием публики, конкурсы, кинопросмотры.

Кроме того, существуют комплексные формы распространения культуры: фестивали, смотры, ярмарки; торжественные мероприятия; другие массовые мероприятия.

К формам распространения культуры через средства массовой информации относятся радиопередачи, телепередачи, а также различные материалы в печати и фотоочерки.

Во всех этих формах существует та часть, которая относится к социально-культурному сервису, который основывается на системе специфических культурных услуг.

Интерпретация может осуществляться в двух формах: стихийной и организованной. В первом случае мы как слушатели, зрители, читатели являемся одновременно и интерпретаторами. Например, слушая музыку, читая книгу, смотря на картину и т.п., мы интерпретируем произведение искусства в соответствии со своими ассоциациями, знаниями, чувствами и мыслями. В этом случае происходит инкультурация, когда нам не нужен никакой помощник в освоении культуры. Во втором случае между произведением культуры и ее потребителем есть посредник, чаще всего профессионал, который помогает понять и освоить содержание произведения.

Интерпретация смыслов в содержании произведения культуры и есть то необходимое звено, которое связывает творца культуры и потребителя. Выполнением этой функции в разных сферах культуры занято огромное число профессионалов, например, в искусстве это исполнители, режиссеры театра и кино, дирижеры, актеры, а также искусствоведы, критики и прочие умные люди. Они являются в какой-то степени переводчиками тех смыслов, идей и образов, которые заложены в произведении. Но иногда деятельности интерпретаторов, находящихся совсем близко к первоисточнику (т.е. произведению искусства или науки), недостаточно, чтобы понять, освоить культуру, поэтому возникает необходимость в целом ряде других посредников, которые ближе к потребителю, знают его запросы и могут их удовлетворить, создавая определенные социально-культурные услуги. Интерпретация в культурной сфере помогает клиенту не только познакомиться с продуктом творчества, освоить и понять, но участвует также в процессе распространения культурных достижений, в движении их к социуму.

К направлениям социально-культурного сервиса относится все многообразие социально-культурных услуг, систематизированное по определенным критериями. Чтобы классифицировать направления социально-культурного сервиса, нам представляется целесообразным ис-пользовать в качестве основного критерия функциональную направленность конкретных видов социально-культурной деятельности. Социально-культурной деятельности присущ ряд функций (см. раздел 2.1):

– социализирующая и инкультурирующая;

– развивающая;

– информационно-просветительская;

– культурно-творческая;

– рекреационно-оздоровительная;

­– коммуникативная.

В соответствии с этими функциями можно выделить и основные направления в социально-культурном сервисе, в каждом из которых одна из перечисленных функций будет доминантой, а именно:

1) образовательный сервис;

2) досуговый сервис;

3) информационно-просветительский сервис;

4) анимационный сервис;

5) сервис в индустрии развлечений;

6) спортивно-оздоровительный сервис;

7) коммуникационный сервис.

В реальной практике сервисного обслуживания зачастую многие из вышеуказанных функций тесно переплетены, поэтому определить конкретную направленность сервиса достаточно трудно. В ряде случаев мы сталкиваемся с тем фактом, что одно направление включает как часть элементы другого, например, образовательный сервис включает элементы информационно-просветительского; досуговый сервис может развиваться на основе анимации, коммуникационный сервис включает в себя информационный и т.д. Тем не менее это не означает, что все направления сервиса перемешаны в хаотическом беспорядке. Каждое из них имеет свою специфику и подразделяется на определенные виды и формы.

Образовательный сервис. Данное направление сервиса связано с предоставлением услуг в сфере дополнительного образования. К ним относятся услуги различных школ развития детей и школьников; языковых школ и курсов; воскресных, выездных школ, сессий; центров по обучению и переобучению специалистов; репетиторские услуги и т.п.

Цели образовательного сервиса – возбуждение интереса к учебному заведению, будь то школа или вуз и на основе личностной мотивации – помощь в освоении и углублении курса обязательных дисциплин.

Досуговый сервис. В досуговом сервисе главной целью является удовлетворение потребности человека в полноценном отдыхе, восстановлении физических и психических сил, а также потребности в саморазвитии и реализации своих способностей. Чтобы понять особенности досугового сервиса, кратко остановимся на структуре досуговых потребностей современного человека.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого минимума свободных сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела.

К досуговому сервису относятся также услуги, оказываемые в индустрии развлечений. «Развлечениями» традиционно именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности. Развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки, что предполагает непосредственное участие в развлекательных мероприятиях специалистов по сервису, которые создают особую атмосферу праздника и помогают получить максимум эмоциональных переживаний и впечатлений.

С активной формой отдыха связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к самостоятельному или с помощью интерпретаторов поиску в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещении музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира личности клиента.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения – каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. Например, декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее оно, выступая в качестве надежного средства раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект. Чтобы у человека была возможность реализовать свой творческий потенциал, ему необходимы определенные условия, одним из которых является развитая система предложений на рынке досуговых услуг. Но и этого недостаточно, в досуге очень важен человеческий фактор, т.е. в конечном итоге то, как человек проводит свое время – впустую или с пользой, дома, лежа на диване, или идет в музей, на концерт, зависит от того, кто встретился ему на пути поиска «своего» досуга, с какими людьми, предоставляющими досуговые услуги, ему пришлось пообщаться.

Другими словами, именно в досуговой сфере клиент всегда очень осторожен и избирателен, потому что любое посягательство на его личное свободное время в виде, например, «назойливого» сервиса может не только отпугнуть его от конкретного учреждения досуга, но и надолго оставить человека наедине со своей собственной неудовлетворенной потребностью в культурном отдыхе.

Поэтому в досуговой сфере очень важна роль специалиста по досугу. Если мы обратимся к современным требованиям к специалистам в области досугового сервиса или, как его называют на западе, – досуговедения, то получим профессиограмму, отражающую основные профессиональные качества такого специалиста. Специалист досугового сервиса должен уметь:

К специалистам в области досуга относятся прежде всего менеджерские профессии, которые представлены разными специальностями, такими как менеджер-постановщик культурно-досуговых программ; менеджер-организатор культурного досуга в учреждениях культуры разного типа, в досуговых центрах, корпоративных, частных, общественных предприятиях культурологической направленности; менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ и т.д.

Таким образом, досуговый сервис является одним из самых масштабных направлений на рынке социокультурных услуг и включает в себя большое разнообразие видов, форм и методов удовлетворения потребностей людей в отдыхе, рекреации и развитии личностного потенциала. Он напрямую примыкает к информационно-просветитель-скому и анимационному сервису.

Информационно-просветительский сервис. В целом данное направление социокультурного сервиса нацелено на удовлетворение потребностей в получении информации из любой сферы культуры и жизни общества. Отсюда – поливариантность конкретных его видов и форм, среди которых можно выделить такие: информационный, экскурсионный, экспозиционно-выставочный, музейный, рекламный, кон-салтинговый виды сервиса, рекрутинговый сервис (сервис кадровых служб по подбору персонала) и т.п. Можно подразделить это направление на два крупных самостоятельных блока: информационный сервис и просветительский сервис, первый ориентирован прежде всего на удовлетворение потребности в получении информации социального и экономического характера, второй – на получение информации в сфере культуры.

В литературе выделяется как наиболее развитый вид сервиса – информационный (Informational service), в рамках которого специалисты (IS-специалисты) собирают информацию из различных источников, обрабатывают ее и доводят до заказчика, в качестве которого выступают фирмы, государственные организации и коммерческие структуры. Так, например, кадровые агентства работают на обслуживании в первую очередь корпоративного клиента в лице фирм-работодателей, и лишь во вторую – на обслуживании индивидуальных клиентов, соискателей на свободные вакансии.

Другая часть информационно-просветительского сервиса связана с популяризацией и просветительской работой по освоению культурного наследия и современных достижений в области культуры. Это экскурсионный, библиотечный сервис, сервис, связанный с аудио-видео-продукцией, выставочный и музейный сервис и т.п.

Остановимся кратко на характеристике музейного сервиса как одного из наиболее перспективных в плане развития видов просветительского сервиса.

Музей в современном мире – это социально-культурное учреждение, которое собирает, хранит, исследует культурно-историческое наследие, пропагандирует его среди посетителей на основе новейших информационных, музейно-педагогических, экспозиционных и других технологий музейной коммуникации, формирует историческое самосознание народа, способствует духовному развитию нации, а также является культурно-досуговым и рекреационным центром.

Анимационный сервис. Анимационный сервис связан с удовлетворением потребности в игре, оживлении, одухотворении своей жизни, которая протекает в свободное от работы время и составляет личное пространство жизни человека или группы.

В основе данного направления сервиса лежит анимационная деятельность. Ключевым понятием является «анимация» – слово, в основу которого легли латинские слова: anima, animus – дух, душа, animates – живой.

Применяется несколько видов анимации.

1. Спортивная анимация – приобщает широкие слои населения к участию в соревнованиях по футболу, рыбной ловле, турнирах по шахматам, бильярду, плаванию, теннису, конькам и другим спортивным состязаниям, несущим оздоровительную направленность, спортивные эстафеты, встречи со знаменитыми спортсменами.

2. Развлекательная анимация предполагает литературные и музыкальные композиции, театральные постановки и конкурсы, сюжетно-игровые программы, тематические вечера, культурно-массовые мероприятия, кинофестивали, маскарадные карнавалы, праздники национальной кухни.

3. Бизнес-анимация подразумевает организацию предпринимательской деятельности, выставок, маркетинговых мероприятий, бизнес-туров, конференций, семинаров, стажировок.

4. Рекреационная анимация предлагает физические, психологические, интеллектуальные и релаксационные игры, развлечения, используемые для восстановления физических и умственных сил.

5. Экскурсионная анимация подразумевает предоставление экскурсионной программы обслуживания с учебными и культурно-позна-вательными целями, участие в которых позволяет узнать новое о неизвестном, углубить и расширить свои знания и представления об исторических событиях, культурных ценностях, повысить уровень знаний в ходе тура с познавательной мотивацией, посещением тематических парков, шоу-музеев.

6. Фольклорная анимация – организация шоу с элементами фоль- клора, шуточные сцены, частушки, прибаутки, загадки, программы, насыщенные фольклором разных стран мира, изучение национальных обычаев и культуры страны.

7. Студенческая анимация – организация вечеров, дискотек, музыкальных и поэтических салонов, праздник иностранного языка, вечера «Дружбы народов» (песенные, танцевальные, познавательные).

8. Детская анимация – организация детских игр, эстафет, театрализованных праздников, сказочных представлений, развлечений, аттракционов, шуточных спектаклей, карнавалов, конкурсов рисунка, песни, танца.

Рекреационно-оздоровительный сервис. Одной из ведущих функций социально-культурного сервиса является рекреационная деятельность, осуществляемая в свободное время.

К рекреационно-оздоровительному сервису относятся также услуги, оказываемые населению в рамках спортивного досуга. Это услуги спорткомплексов, бассейнов, фитнес-центров и других подобных учреж-дений, которые специализируются прежде всего на активном отдыхе.

Организация пассивного отдыха также является частью рекреационной деятельности. На современном рынке услуг она представлена работой таких предприятий, как бани, сауны, массажные кабинеты, солярии, косметические кабинеты. Они представляют услуги смешанного характера: это одновременно и отдых, и оздоровление, и развлечение. Кроме этого, к данному направлению сервиса относятся услуги отелей, санаториев, профилакториев и пансионатов, главная цель которых – способствовать оздоровлению клиентов.

В рекреационно-оздоровительные услуги можно включить также услуги различных психологических, реабилитационных центров, деятельность которых направлена на восстановление физического и психического здоровья, а также центры, занимающиеся духовными практиками (центры йоги, восточной медитации и т.п.), которые помогают духовному развитию человека и процессу самопознания, что в конечном итоге положительно отражается на здоровье.

Коммуникационный сервис. В рамках этого достаточно широкого направления можно выделить конкретные виды сервиса, различающиеся тем, в каком виде коммуникации происходит обслуживание клиентов. Так, в литературе по основам коммуникации называются та-кие виды коммуникации, как коммуникация в организациях (внутренняя и внешняя), политическая коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация, коммуникация в сфере искусства, культуры, науки, образования, коммуникация в электронной среде, межличностная коммуникация и т.д. . В соответствии с этими разновидностями коммуникационных процессов можно выделить и формы сервиса, среди которых выделим основные с точки зрения социально-культурной деятельности, а именно: кросскультурный сервис (в сфере межкультурных контактов), деловой сервис (в деловой коммуникации), сервис референтского обслуживания (в рамках деятельности организаций), сервис брачных агентств (в межличностных контактах) и др.