logo
Ответы на ГАК

Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.

Понятие социального маркетинга, его цели и задачи. Маркетинг культурной сферы. Комплекс маркетинга в сфере культуры и технологии продвижения культурного продукта. Новый тип культурного потребителя и особенности работы с ним.

Культурный туризм

  1. Характеристика исторических поселений Новосибирской области (Колывань, Сузун, Куйбышев). Проблемы и перспективы для развития туризма.   Историко-культурная характеристика территорий. Значимые Историко-культурные объекты для развития турима. Наличие инфраструктуры. Проекты по развитию туризма в данных населенных пунктах.

Поселок Колывань.

51 км. к северу от Новосибирска, центр Колыванского района. Численность населения 11 тыс. человек. В 1990г. включен в перечень исторических поселений России.

От автовокзала Новосибирска ежедневно до Колывани отправляется 16 рейсовых автобусов.

История Колывани началась с Чаусского острога, который построили на левом берегу реки Чаус в 6 верстах от ее впадения в Обь летом 1713 года под руководством томича Дмитрия Лаврентьева силами местных крестьян для обороны от джунгар. В 1719 году была построена Ильинская деревянная церковь. Вскоре за острогом выросла слобода. Острог нападениям неприятелей никогда не подвергался, да и граница Российского государства вскоре оказалась южнее. Побывавший здесь в 1773 году академик Паллас отметил, что укрепления острога сгнили и разрушились. Поселение утратило военные функции, но жизнь в слободе продолжалась. Через нее в конце XVIII века прошел Московский тракт, это внесло оживление в хозяйственную жизнь. Стала развиваться торговля. У населения, помимо традиционных сельскохозяйственных, появились такие занятия, как извоз, развивались ремесла, связанные с изготовлением предметов, необходимых для транспортных нужд. При первоначальном образовании Сибирской губернии 22 июля 1822 года был «вновь учрежден город Колывань и назначен он из Чаусского острога». Город получил герб: щит, поделенный пополам, где в верхней части поля изображена скачущая лошадь, а в нижней части — желтый сноп, рядом с которым лежит серп.

Реформы 1833 года усилили еще одну функцию Колывани, характерную для сибирских поселений: она обслуживала один из отрезков пути следования по Московскому тракту ссыльных и каторжан. Колывань стала также и местом постоянной ссылки. Был построен тюремный острог, в котором содержались арестанты, и при нем — солдатская «кордегардия».

Однако Колывани не суждено был оставаться на месте Чаусского острога. Расположенный в узком пространстве между рекой Чаус и озером Подкаменным город не имел пространства для развития. Кроме того, Колывань подверглась почти ежегодным наводнениям. Купцы, проезжавшие на этом участке Московского тракта, спрямляли путь по более возвышенной местности, оставляя в стороне лежащий в низине город. Все это привело к решению о переносе города на возвышенный коренной берег, на 8 км к югу от места расположения острога.

К 1858 году из Чауса в Колывань уже были полностью перемещены присутственные места, в том числе почтовая контора. С очередными административными изменениями в Томской губернии в конце 1856 г. (с упразднением Колыванского округа и ликвидацией Колыванского уезда) понизился и административный статус Колывани.

к 1880-м годам она превратилась в город, развивающийся за счет собственных ресурсов. Появились 4 кирпичных завода, 8 кожевенных, 8 маслобойных, 2 мыловаренных, 3 свечносальных и 3 салотопных заводика, множество ремесленников. Наряду с приезжими купцами все большую инициативу проявляло местное купечество. Главными предметами торговли были сахар, чай, мясо, бакалейные и мануфактурные товары. Купцы стали строить каменные особняки. Центральные улицы на глазах меняли свой облик. К сожалению, дальнейшее развитие города не получило поддержки. Прокладка Транссибирской магистрали в 50 км южнее Колывани и потеря значения старым Московским трактом резко изменили географию центров экономического притяжения Сибири. Открытие в 1897 году железнодорожного моста через Обь стало началом стремительного роста нового города — Новониколаевска. Для Колывани время как бы замедлило свой ход. Это в конечном счете отразилось на ее статусе. В апреле 1917 года Колывань вошла во вновь образованный Новониколаевский уезд.

Не имея даже двухвековой истории, она пережила две волны разрушений и сейчас переживает третью. Первый удар был нанесен борьбой с религией, начавшейся в 1930-е годы, что привело к утрате храмов, главной Соборной площади с общественными зданиями.

От второго удара со стороны проектной культуры 1960-1980-х годов, совпавшего по времени с включением Колывани в Новосибирскую агломерацию, на ее улицах остались дисгармоничные «заплаты» из силикатного кирпича. Попытки сформировать новый административно-торговый центр из типовых зданий привели к серьезным утратам в центральном ядре поселения.

Третий удар Колывань переживает сейчас. Выход страны из кризиса сопровождается усилением инвестиционной и строительной активности. Центральные улицы Колывани привлекают предпринимателей. Растущие как грибы «творения» диких, наспех сколоченных бригад каменщиков разрушают сложившийся образ исторического поселения. В результате всех перипетий больше всего пострадала в Колывани бывшая Купеческая улица (ныне Советская) — въезд в историческое ядро города и дорога к бывшей Соборной площади с перестроенным храмом Святой Живоначальной Троицы. Обилие средовых провалов, незастроенных пустот, наличие ветхих зданий на этой улице вызывает большую тревогу. Если не остановить происходящий процесс, Колывань может потерять важнейший ресурс, который выгодно отличает ее от многих других поселений.

В настоящее время для развития Колывани снова складывается благоприятная ситуация: вблизи поселения прокладывается дорога федерального значения, которая обеспечит связь с правобережьем Новосибирска и международным аэропортом Толмачево, рядом с Колыванью пройдет новая дорога на Томск и, возможно, найдут свое применение перспективные месторождения радоновых вод. От того, как будут решаться вопросы регенерации историко-градостроительной среды Колывани, зависит — сможет ли Колывань вновь стать центром притяжения людей и получить новые источники будущего развития.

Регулярность планировки, широта улиц, «близость неба» и природы — важные отличительные черты Колывани. Ее архитектурное наследие, восстановленная в 1990 году окраинная церковь св. Александра Невского, каменные купеческие особняки, общественные здания с их неповторимой стилистикой, большое количество деревянных домов с прекрасной архитектурой — все это является национальным достоянием и нуждается в охране.

Достопримечательности:

Собор Святой Животворящей Троицы (ЗДАНИЕ СОБОРА ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ ПЕРЕСТРОЕНО)

Почтово-телеграфная контора (ЗДЕСЬ БЫЛ А.П ЧЕХОВ)

Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Колыванский Покровский Александро-Невский женский монастырь (С 1992, СЕЙЧАС БОЛЕЕ 30 МОНАХИНЬ И ПОСЛУШНИЦ)

Собор Святой Живоначальной Троицы

Дом Г. И. Пастухова, М. Д. Губина

Дом купца Н. Г. Орлова

Здание второклассной учительской школы

Дом купца И. И. Кроткова

Дом купца Ф. К. Кривцова

Дом купца Д. М. Титова

Дом А. И. Пехтерева

Дом А. Г. Лапина

Ворота усадьбы

Дом купца Карпова

Инфраструктура: Есть гостиницы, кафе, автовокзал. Строится дорога федерального значения.

Сузун

Сузун — поселок городского типа в 18 тыс. человек, центр административного сельского района — расположен в 195 км к югу от Новосибирска на речке Нижний Сузун, впадающей в Обь, среди сосновых боров на слегка холмистой равнине. Сузун в 1990 году включен в перечень исторических поселений России.

Добираться из НСК по ж/д (258 км.), с Нск автовокзала 10 рейсов в день (3 часа). Есть рестораны, гостиницы.

Среди историко-культурного наследия Сузуна особого внимания заслуживают уцелевшие остатки некогда знаменитого Сузунского (Нижнесузунского) медеплавильного завода с единственным в Сибири монетным двором. Само возникновение и развитие этого поселка были тесно связаны с горнозаводской промышленностью Алтая, определявшей не только его экономический облик, но и состав населения, уровень культуры и образования.

Начало монетному делу в Сибири положил именной указ Сенату императрицы Екатерины II от 7 ноября 1763 года. К выбору места для металлургического предприятия, требовавшего для своего функционирования значительных запасов воды, топлива (древесный уголь, дрова и т.д.) и удобных путей для транспортировки руды и иных грузов, всегда относились серьезно.

Медеплавильный завод строился по образцу Колыванского, а «фабрики» для монетного дела были спланированы так же, как на Екатеринбургском монетном дворе.

Одновременно с заводскими возводились и жилые строения, которые предполагалось закончить к октябрю 1764 года. Основным строительным материалом был лес — в виде круглого леса, брусьев, пластин и теса.

14 июня 1765 года недостроенный монетный двор вместе с заводом был уничтожен пожаром.

24 июня 1765 года маркшейдер Пятин составил план строительства новых «фабрик» вместо сгоревших. 2 сентября 1766 года канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства рапортовала в Кабинет о возможности в конце сентября открыть денежный передел. Поэтому сентябрь 1766 года следует считать началом работы Сузунского медеплавильного завода с монетным двором.

Составной частью Сузунского медеплавильного завода был монетный двор, предназначенный «для передела» произведенной на заводе «штыковой» (слитковой) меди в сибирскую медную монету.

Особый интерес представляет сибирская монета, чеканка которой началась в Сузуне с 1766 года. Имевшая хождение только в Сибирской губернии, монета отличалась от общероссийской изображением сибирского герба (два соболя поддерживают щит под градской короной) на оборотной стороне, а по весу, ввиду ценности, была меньше общероссийской.

Чеканка сибирской монеты была прекращена только в 1781 году, когда Сузунский монетный двор перешел на выделку общероссийской монеты.

«Сибирская монета» оставалась региональной до 30 июля 1802 года, когда был издан указ «О свободном обращении монеты сибирского чекана во всех губерниях». После этого более 20 лет «Сибирские монеты» участвовали в денежном обращении страны наравне с общегосударственными, а с 1824 года началось их постепенное изъятие.

После большого пожара на Сузунском монетном дворе, случившегося в 1847 году, сибирская чеканка монеты прекратилась. Сузунский завод был передовым для своего времени мануфактурным предприятием по техническому устройству и по технологии производства меди.

Здесь не только выплавляли медь, серебро, свинец, железо, но и лили колокола, надгробные и печные плиты, котлы, умывальники и другие бытовые предметы. Было налажено ружейное производство.

В 1797 году на заводе впервые в практике металлургии был создан и внедрен механизм для разливки металла в формы.

В Сузуне родился историк горного дела А.А. Шангин, здесь в 1806 году механик П.М. Залесов построил первую русскую паровую турбину. Заводские корпуса представляли образец русского горно-промышленного зодчества.

С падением крепостного права, переходом к наемному труду и введением оплаты рабочим завод перестал быть рентабельным, что привело к свертыванию всего производства.

Последняя выплавка меди была произведена в 1914 году, когда закончились остатки привезенной руды. Сузун превратился в торговое село.

В рабочий поселок он был преобразован в 1939 году.

Со временем многие сооружения завода были утрачены. Но сохранилась до наших дней и теперь еще действует в Сузуне плотина XVIII века. Главный водослив выложен камнем и облицован цементом.

На территории бывшего медеплавильного завода работает ремонтно-механический завод. Сохранился один корпус старого предприятия — толчельная. Он построен из кирпича в четыре раза больше нынешнего. Выделяются ворота в корпус, полуциркульные окна, портик главного фасада. Однако этот корпус находится в аварийном состоянии. Снаружи он на два этажа завален шлаком, землей, металлом, битым кирпичом. Несколько этажей находится под землей, там сохранились рабочие механизмы водосливной системы, собранные еще в XVIII веке.

Сузунский завод — это уникальный объект истории Сибири. Монетный двор в Сузуне был единственным от Уральских гор до берегов Тихого океана. Почти сто лет здесь чеканили монеты из сибирской меди.

Куйбышев

Куйбышев — город областного подчинения с населением 52 тыс. человек, центр Куйбышевского района — находится на расстоянии 316 км от Новосибирска.

Из НСК на автомобиле или ж/д до Барабинска, и еще автобусом 12км. Автовокзала как такового в городе нет. Автобусы едут от гостиницы «Юбилейная». Есть рестораны, бары, кафе.

Город Куйбышев в 1990 году включен в перечень исторических поселений России. Его история началась с планов сооружения по Иртышу в начале XVIIIвека так называемой Сибирской линии крепостей. В Барабе один за другим были построены три постоянных русских укрепления — пасы (с 30-х гг. XVIIIв. их стали именовать форпостами). Каинский пас был поставлен в 1722 г. в среднем течении р. Оми при впадении в нее речки Каинки.

К 1733 году Московско-Сибирский тракт был уже проложен через Тару, Тюмень, Тобольск, Чаусский острог. Каинский форпост, занимая срединное положение между Иртышом и Обью, связанный по реке Оми с Омском, будучи конечным восточным пунктом Иртышского бассейна, стал транзитным пунктом на пути из Омска в Томск.

Серьезных военных функций Каинскому форпосту выполнять не пришлось, и уже в 1750 году гарнизон здесь был ликвидирован. В Каинском форпосте была построена первая церковь во имя Спасителя Нерукотворного Образа. Возникшая на месте Каинского форпоста слобода Каин была перенесена на место нынешнего города в 1772 году.

В 1782 году Каинск становится уездным городом сначала Тобольского, а затем Колыванского наместничества, а с 1804 — окружным городом Томской губернии.

В 1834 году томским архитектором колежским асессором К. Турским был составлен, а затем и “высочайше утвержден” план города Каинска.

В 1828 г. было закончено строительство церкви Успения Божьей Матери. Расположенная на пересечении главных улиц по тракту с выходом на реку, церковь стала важнейшей композиционной доминантой в спокойном силуэте купеческого города. Кроме того, быстро развивающийся город потребовал и иного положения церкви. Поэтому церковь была переименована в Успенский (Спасский) собор, а площадь стала называться Соборной.

В 1870-е годы город активно застраивался в сторону реки, осваивая территорию бывшего "водопоемного" места. Кварталы, построенные на освободившейся от болота территории в южной части города, завершили планировочную композицию центральной части. В тупике между ними была построена еврейская богадельня. Город развивался в восточном направлении, параллельно с направлением тракта, захватывая при этом и северо-восточную часть, где к 1866 г. уже были построены магазины, жилые дома, военный лазарет.

Если появление Каинска было инициировано государственной политикой освоения Сибири, а транзитное положение в системе связей между Востоком и Западом способствовало его становлению, то со временем определяющую роль в развитии стали играть потенциальные возможности самого города.

К концу XIXвека в Каинске выросло несколько коренных поколений горожан. Сформировались целые династии ремесленников, промышленников, купцов. Самыми богатыми купеческими фамилиями были Ерофеевы, Масловы, Шкроевы.

К концу XIXвека в основном сложился архитектурный облик центральной части города, где, выделяясь на фоне одноэтажной деревянной застройки, купеческие дома играли важную градоформирующую роль. Это дома купцов 1-й гильдии Волкова Родиона Семеновича, Шкроева Ивана Васильевича, купца Ерофеева (два дома), "номера" семьи Лившиц.

Купеческие особняки строились на центральных улицах города. В первых этажах располагались магазины, торговые залы, во вторых — жилые помещения.

Церковь Иоанна Предтечи была выстроена в 1906 г. на средства купчихи Шкроевой А.И., завещанные ей мужем. Традиционная одноосная симметричная композиция плана и формы ее основного объема характерны для второй половины ХIХ века.

Наибольшее развитие Каинск получил во второй половине XIX века. Однако со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, которая прошла в 13 км южнее города, значение Каинска заметно упало. Нахождение города вдали от основных очагов экономического развития помогло сохранить от значительного разрушения его архитектурно-градостроительную среду конца XIX -начала XX века.

В 1935 году Каинск был переименован в честь революционного деятеля В.В. Куйбышева, который здесь в течение нескольких лет находился в ссылке. Церковь Иоанна Предтечи — единственная сохранившаяся церковь в городе. Собор был разрушен в предвоенные годы, синагога разобрана на бревна, а римско-католический костел сохранился частично, утратив при этом свое назначение. На месте купеческого Каинска возник совершенно новый социалистический город Куйбышев. Частично утрачена историческая сетка улиц в восточной части города.

Вместе с тем, улицы в центральной части сохранили свое направление и первоначальный облик. Заложенные в конце XVIIIвека, они имеют хороший планировочный масштаб и удовлетворяют современным требованиям.

Сегодня сохранившаяся в западной части города планировочная структура, примечательные каменные купеческие особняки и городская рядовая застройка являются уникальным свидетельством культурно-бытовых традиций сибирского города. Историко-культурное наследие и особая роль Каинска в истории освоения Западной Сибири позволяют считать его своеобразным памятником истории и градостроительного искусства России середины XVIII -начала XX века.

Вывод Общий по проектам:

17.11.2010

Сузунская «Толчельня» станет одним из главных объектов финансирования

До 2013 года в Новосибирской области начнется дополнительная реставрация пяти объектов культурного наследия.

Соответствующие изменения в областную целевую программу «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Новосибирской области, на 2009-2013 годы» одобрило Правительство Новосибирской области во главе с Губернатором Василием Юрченко.

Изменения касаются уточнения объемов и источников финансирования программы и перераспределения средств областного бюджета между ее мероприятиями. Так, одним из главных направлений финансирования до 2013 года станет объект культурного наследия «Толчельня» – единственное сохранившееся здание Сузунского медеплавильного завода. На его реставрацию планируется направить 16 миллионов рублей. Также в соответствии с принятыми изменениями запланировано проведение работ в Кыштовском районе по восстановлению и реставрации «Одноэтажного деревянного дома» по ул. Ленина; «Дома №3 по Красному проспекту. Областная больница»; «Здания госучреждений «Сибирское подворье» - Красный проспект, 38; объекта «Поликлиника» - ул. Серебренниковская, 42.

Комментируя изменения, Губернатор Василий Юрченко отметил: «Сохранение памятников истории и культуры должно стать заботой не только государства, но и всего общества, потому что это наша общая память. Думаю, представители бизнес-сообщества также должны включиться в этот процесс, принимать в нем непосредственное участие. Тем самым они поспособствуют сохранению уникальных объектов культурного наследия».

Добавим, что общий объем средств, запланированных на реализацию областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Новосибирской области, на 2009-2013 годы» составляет 304 миллиона рублей. На 2010 год на реализацию мероприятий программы запланировано выделение 54 миллионов.

В Новосибирской области под охраной государства находится более 10 тысяч памятников архитектуры, истории, археологии и искусства.

Министерство общественных связей и информации Новосибирской области

  1. Потенциал Новосибирска и НСО для развития религиозного, археологического, этнического и др. видов культурного туризма Проект музейно-туристического комплекса Умревинский острог. Историческое поселение Юрт-Оры. Древнее городище Чичабург. Историко-археологический музей под открытым небом СОРАН.

ФедералПресс, 04.02.2011

Комитет внешнеэкономического сотрудничества правительства Новосибирской области обнародовал пять объектов туристической инфраструктуры, ввод которых запланирован в 2011 году. Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе правительства, до конца года в Новосибирской области начнут работать астрофизический центр с планетарием, горнолыжный комплекс «Скакуша» (Маслянинский район), первая очередь Международного выставочного центра «Сибирь-ЭКСПО», туристско-культурный центр «Бердский острог» (Бердск) и «Заволокинская деревня» (Ордынский район).

«Сейчас эти объекты находятся на разных стадиях готовности, – говорится в сообщении. – Их ввод в эксплуатацию запланирован в 2011 году».

По данным комитета, в сельских районах Новосибирской области продолжается работа по освоению специально выделенных и арендованных участков земли под создание новых туристско-рекреационных объектов. «Всего планируется реализовать 91 проект по рекреационной деятельности, 4 – для ведения охотничьего хозяйства и охоты и 34 – для любительского и спортивного рыболовства», – отметили в пресс-службе.

По словам представителей комитета, в настоящее время проводится экспертиза по определению историко-культурных ценностей исторических объектов в Сузунском, Колыванском районе, на территории Умревинского острога и других памятников истории и культуры. «Идет активная работа по созданию музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор», – отметили в пресс-службе. – Разработан документ, в соответствии с которым в дальнейшем будет вестись развитие данного комплекса. Он предусматривает создание бизнес-плана, реставрацию ряда объектов, строительство современной инфраструктуры».

Умревинский острог

Расположен на берегу Умревинской протоки р. Обь в 0,4 км. к югу от устья р. Умрева недалеко от села Умрева, которое находится в 100 км к северо-востоку от Новосибирска.

Умревинский острог - первый административно-оборонительный пункт Российского государства.

Больше века прошло со времени последней битвы войска Ермака с ордой хана Кучума на Ирмени в 1598 году. И хоть не Ермак Тимофеевич вёл дружинников на это сражение – погиб он тремя годами раньше, но воевода его наголову разбил ханское войско, сам Кучум только бегством и спасся. Однако не идёт русский люд на обские берега южнее впадения Томи – северным краем двигается на восток. Уже и на берегах Охотского моря русские поселения появились, а в землях средней и южной Сибири всё по-старому, как столетия назад. Монголы из Джунгарии, татары, казахи и кыргызы по-прежнему, даже без поддержки Кучума, не пускают русских первопроходцев вверх по Оби. Даже остроги, поставленные после разгрома Кучума – Сосновский, Верхтомский и Уртамский – опасливо стоят на сотни вёрст севернее места битвы.

И вот В 1702 г. отряд служилых людей под руководством томского сына боярского Алексея Кругликова, поднявшись вверх по р. Оби от Уртамского острога до р. Умрева, определил место для строительства нового острога. Через год, в 1703 г., Умревинский острог был поставлен несколько выше устья р. Умрева для охраны русских поселений на южной границе Томского уезда от набегов калмыков.

Умревинский острог был основан как административный центр освоения новой территории обского правобережья до устья р. Ини на юге. Новый острог предполагалось использовать и для усиления контроля над чатскими татарами, чьи "юрты" размещались в обширной пойме Оби как раз напротив впадения в нее рек Ояш, Умрева и Порос.

Основатель острога Алексей Степанов Кругликов родом был из ссыльной «Литвы». Начиная с XVII века, «Литвой» называлось формирование пленных служилых людей в России. Большинство из них было белорусами, а меньшинство — поляками и украинцами. Отец Алексея, Степан Круглик, был пленен в 1655 г. во время войны России и Речи Посполитой (Польши) и выслан в г. Томск на службу в сыны боярские. После перемирия (1662, 1667 г.) Степан не пошел на размен пленных между государствами и остался в Сибири. Дети боярские «Литва» составляли верхушку служилого населения, получали за службу высокие оклады, занимали командные должности, основывали остроги.

Алексей Кругликов впоследствии дважды был приказчиком Умревинского острога и проводил первую перепись населения вновь образованного Умревинского «стана» – волости. В 1713 г. А. Кругликов числился в сибирских дворянах.

В начале XVIII в. острог представлял собой четырехугольник, обнесенный рвом, валом и деревянным частоколом с тремя башнями. Размеры оборонительных сооружений по обмерам 1992 г. составили 75´55 м. В единицах измерения начала XVIII века это соответствовало 34,7´24,5 саженей печатных. Сравнение площади Умревинского острога с другими деревянными оборонительными сооружениями Сибири показывает, что его площадь была довольно значительной. Он был больше Ляпинского (42´26´39,5´24 м) и Казымского (58´40´42´40 м) острогов на Средней Оби. По своим размерам Умревинский острог наиболее близок к Саянскому на Среднем Енисее, протяженность земляных укреплений которого составляла 6570 м.

По описаниям XVIII века за деревянными стенами Умревинского острога размещался двор приказчика, «государевы» амбары-зернохранилища и церковь Трех Святителей. Все остальное жилое и хозяйственное строение находилось вне острога в слободе, которая в 1727 г. насчитывала 40–50 дворов.

Уже в первое десятилетие существования острога значительно оживились торговые отношения между русскими поселенцами и местным населением, заметно сдержаннее стали ранее воинственные племена. За Умревинским острогом дальше, на юг двинулись Бикатунский, Чаусский и Бердский остроги - правда, Бикатунский, похоже, опередил своё время и был разрушен и сожжён джунгарами. Однако возврата в прошлое уже нет – через двадцать лет после закладки Умревинского острога возведена целая линия сторожевых укреплений от Иртыша до Оби, к середине века в линию включены Семипалатинская и Бийская крепость, Колывано-Вознесенские Алтайские заводы. А в следующем столетии Транссиб окончательно завершает прорыв в Сибирь, начатый дружиной Ермака и поддержанный создателями и гарнизоном Умревинского острога. Но Транссиб прошёл гораздо южнее, и острог, с честью исполнивший своё предназначение и уже давно находившийся в глубоком тылу, постепенно исчез с карты Сибири.

Однако сохранилась память о нём, и на рубеже уже нынешних веков новосибирскими археологами было найдено местонахождение острога, проведены раскопки. Найдены старинные захоронения, предметы быта того времени, в т.ч. «закладная» монета, остатки столбов стен острога, фундамент одной из башен. На этом фундаменте сейчас восстановлена двухэтажная башня с бойницами. Работы продолжаются, и возможно, Умревинский острог будет восстановлен в полном объёме и снова возвысится на крутом берегу над Обью.

Как добраться: Подъезд от дороги М-53, 83 км. - Обской - От деревни Умрева в сторону реки Обь в направлении укзателя "Умревинский острог". Расстояние около 4 км, первая часть по полевой дороге, далее - по лесной. В сырую погоду проезд может быть затруднён.

Деревня Юрт-Оры является древним поселением чатов – группы так называемых Томских татар входящий в Сибирско-татарский этнос. Томские татары сложились из чатов, эужтинцов и калмаков и заселяют Томский р-он томской области, колыванский р-он новосибирской области (ещё на ряду с Юрт-Орами д. Юрт-Акбалык), юргинский и яшкинский р-ны кемеровской области.

Имеются сведения, что чаты жили по берегам Оби и до прихода русских, поэтому появления поселения сибирских татар, где находится сейчас д. Юрт-Оры можно отнести к последней четверти XVI в. Они играли большую роль в охране земель Русского государства от телеутов, колмыков, посылались на службу в разные остроги и городки Западной Сибири.

На территории укреплённого городка чатов расположена современна деревня чатских татар Юрт-Оры (или Умар-аул) в Колыванском р-не Новосибирской области. В 1805г. в Юртах Орских проживало 137 татар (74 мужчины и 63 женщины), в 1897г. – 224 человека, в 1911г. – 270 человек. В их составе было 76% сибирских татар, 15% поволжских татар – переселенцев и 9% - русских.

Все вышеперечисленные поселения и городища чатских татар представляют собой не только ценные исторические и археологические источники по древней истории Новосибирской области, но и являются свидетелями событий тесно связанными с историей Российского государства в XV-XVI вв. – времён царствования Бориса Годунова.

В результате археологических раскопок на всех городищах были изучены жилые хозяйственные зоны обитании сибирских татар. Жилища были площадью от 16 до 48 кв.м и углублялись в землю на 30-50 см.

Чичабург.

Чичабург - археологический памятник в Здвинском районе Новосибирской области, расположен в 12 км от поселка Здвинск на берегу озера Большая Чича. Древнее городище, город-крепость VIII-VII вв. до н.э. открыли летом 1999 г. сотрудники Института археологии СО РАН во главе с академиком Вячеславом Молодиным совместно с учеными Германского археологического института. Впоследствии это поселение назвали Чичабургом.

Первые раскопки в районе озера были проведены после геофизической разведки из космоса. В середине 80-х известный сибирский археолог академик Вячеслав Молодин, начиная раскопки в Здвинском районе, был поражен - здесь присутствовали десятки не только бытовых предметов, но и произведений искусства. (Затем работы были приостановлены.)

На геофизических снимках, полученных сибирскими учеными, четко проступали очертания улиц и домов. Были видны многокомнатные дома, оборонительные валы. Заметно выделялась "особая" часть протогорода - наиболее укрепленное место.

Площадь протогорода более 240 тысяч кв. м, население Чичабурга, по примерным подсчетам, составляло от 400 до 2000 жителей. Причем, по предположениям ученых, это были люди европеидного типа с легкими признаками монголоидов.

По предположениям Вячеслава Молодина, так называемая позднеирменская культура существовала в тесном контакте с таежными популяциями. В то время, а датируют его археологи VIII-VII веками до нашей эры, видимо, начались движения народов с севера на юг, связанные с похолоданием. Поэтому, предполагают ученые, у древних сибиряков появилась необходимость в защите.

Время, которым археологи датируют существование протогорода - VIII-VII века до нашей эры, - позволяет перевернуть представления историков о первых ростках цивилизации в Сибири. До нынешнего времени было принято считать, что зарождение цивилизации в регионе связано с древними тюрками, то есть с появлением первого тюркского каганата. А это VII век нашей эры, тогда же, кстати, были зафиксированы первые письменные памятники в Сибири. Теперь можно уже утверждать с большой долей вероятности, что цивилизация в Сибири возникла на более чем тысячелетие раньше.

Брошенный в одночасье город Чичабург сохраняет уникальные свидетельства жизнедеятельности древних поселенцев. Уже, по полученным данным, можно предполагать наличие в Чичабурге ремесел, связанных с металлургией. Об этом свидетельствуют большие шлаковые отвалы. Вячеслав Молодин утверждает, что расстояния в несколько сотен километров уже тогда были вполне преодолимы для сибиряков. Это Северный Казахстан, Горный Алтай, Южный Урал, где жители Чичабурга могли добывать руду. VIII-VII века до нашей эры - переломный период в жизни человечества. Тогда заканчивалась эпоха бронзы, человек начинал осваивать железо. Кроме того, найденные предметы искусства, в частности фигурки человеко-медведя с ярко выраженными признаками пола, говорят о культе плодородия, а значит, возможно, о наличии земледелия. Останки костей лошадиных, медвежьих, лося, соболя , бобра и даже собаки , говорит о том, что на берегах Чичи было и охотоводство и животноводчество. Найдены морские ракушки идентичные каспийским ракушкам. Вполне вероятно, что когда то здесь был морской пролив. Значит древнии Сибиряки имели водные контакты с народами Ирана, Ирака, Туркменами и Казахами. Все это подтверждает существование древнейшей цивилизации в Сибири.

Всего на геофизических снимках отмечено около 100 построек. Назначение многих из них, конечно же, вызывает вопросы, на которые могут ответить только раскопки. Впрочем, новосибирские и немецкие ученые еще только стоят на пороге открытий. Вячеслав Молодин говорит, что где-то должен быть некрополь, следов которого пока обнаружить не удалось. По его мнению, это может быть связано с неизвестным пока способом захоронения в Чичабурге. Но то, что некрополь существует, в этом ученый убежден. Пока ведь не вся территория, прилегающая к "центру" протогорода, исследована. Мониторинг проведен лишь на 30 гектарах.

Раскопки продолжаются и привлекают внимание археологов всего мира.

Небольшую часть находок из «Чичабурга» можно увидеть в Здвинском краеведческом музее.

Историко-архитектурный музей - заповедник (под открытым небом) СОРАН.

Расположен в 4 км от Академгородка (Новосибирская область, Новосибирск) на площади 46,5 га. Проезд автобусом №106 до остановки «Музей».

Музей основан в 1972 году по инициативе академика А. П. Окладникова для того, чтобы уберечь от разрушения уникальные памятники археологии и архитектуры. Основу музея составила небольшая коллекция изваяний у коттеджа А. П. Окладникова, где выставлены образцы монументального искусства древних народов Сибири от эпохи бронзы до Средневековья. Такой «домашний» характер выставки привлекал многих посетителей Академгородка и его жителей. Одновременно велась работа по сбору, вывозу и консервации памятников деревянного зодчества из различных уголков Сибири и Дальнего Востока. От каждого региона планировалось представить один–два характерных памятника.

Основу будущей экспозиции музея под открытым небом составили Спасо-Зашиверская церковь с Индигирки в Якутии (дар правительства Якутии), Казымский (Юильский) острог из Среднего Приобья, ветряная мельница «на ряже» из Барабинского района Новосибирской области, изба «связью» из деревни Ершово Иркутской области, изба «клетью» потомков Ивана Поломошного, сослуживца Семена Дежнева, из села Поломошного Кемеровской области, два двухэтажных амбара, амбар-погреб, баня по-черному из Нижнеилимского района Иркутской области, нанайский промысловый амбар из-под Хабаровска, Буддийский дуган (подарок Совета министров Бурятии), бурятская войлочная юрта из Агинского Бурятского округа Читинской области.

Музей, по замыслу, должен был включать чеиыре зоны: археологии Сибири, коренных народов края, Северного городка (Зашиверский и Казымский комплексы) и сибирской деревни. Но из 15 памятников деревянного зодчества реальную реставрационно-восстановительную работу удалось провести только на 8 объектах, центральным из которых стала Спасо-Зашиверская церковь с колокольней. Вместе с Казымским (Юильским) острогом с Нижней Оби (начало XVIII века), усадьбой старожилов Восточной Сибири (XIX века), перемещенными сюда древними каменными изваяниями и наскальными рисунками они и составляют сегодня комплекс историко-архитектурного музея под открытым небом.

Этнографическая коллекция

  1. Культура первичного производства

Земледелие

Животноводство

Рыболовство

Ремесла. Текстиль

Ткацкое

Прядильное

Льнообработка

Валяльное

Ремесла. Дерево

Плотницкое

Столярное

Мебельное

Токарное

Мебельное

Ремесла. Животные материалы

Кожевенное

Кузнечно-меховое

  1. Культура жизнеобеспечения

Поселения и постройки

Нежилые постройки

Утварь для питания и курения

Курительная

Пищевая

Утварь хозяйственно-бытовая

Средства передвижения и транспортировки

При условии реставрации 103 предметов уже в ближайшее время появится возможность создания экспозиций, демонстрирующих разные этапы производственных циклов традиционных занятий, детали и декор жилища. Вторым этапом нашей работы планируется подготовка и издание каталога, в который войдет большая часть предметов. Их уникальность заключается в том, что они вышли из употребления в современной жизни и являются уникальными памятниками истории и культуры.

Вывод:

Как видно из вышеперечисленного, НСО богата археологическими, этногрпафическими и религиозными памятниками, но они мало известны и недостаточно облагорожены. Необходимо реализовывать проекты по развитию данных видов туризма, потенциал есть, развитие НСО как туристического региона в наших руках

P.S. Это была отсебятина, думаю каждый из нас найдет что сказать