Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
Сфера культурных услуг в современной России: анализ ее состояния, тенденций развития. Особенности производства и потребления культурных услуг. Различные классификации культурных услуг. Общероссийский классификатор услуг учреждений культуры в Российской Федерации. Новые подходы к классификации культурных услуг. Характеристика четырех групп этих услуг. Паспорт культурной услуги. (!)
Особенности к-х услуг:
Связаны с традиционной системой предоставления услуг, кот. сложилась в советское время
-производство культ-х У ценностей совпадает с их потребелением, например, просмотр спектакля
-культурные ценности не исчезают при потреблении, а наращиваются.
В связи с переходом на рыночную стр-ру появляютя новые особенности:
-У. с сфере культуры адресованы не только потребителям, но и спонсорам
-У. должна бытии социально значима
-У. в сфере культуры должны быть неком-ми, но могут включать и коммерческую часть.
-У. с сфере к-ры носят комплиментарный характер (создаются на стыке основной и доп. сфер, например музей может сегодня служить местом общения и развлекать)
-в процессе потребления оплачивают ее не полностью, т.е. частично оплата идет за счет гос-ва.
-современные рынки к-ры – рынки нематериальных ценностей, следовательно, специалист, кот. оказывает У. должен ориентироваться на соц. мотивы и желания.
-Потребности посетителей организаций к-ры считаются удовлетвор-ми только в том случае, когда организация к-ры создала благоприятную атмосферу.
-один из показателей эф-ти неком. организации в сфере к-ры является принцип формирования активного отношения к внешней среде.
-современный рынок социокульт-х У. требует нового кач-ва кадров, кот. в этой сфере работают, следовательно, кадры должны владеть инновационными технологиями.
Классификация культ-х У.:
по типам культур-х учреждений (как в классификаторе)
исходит из соображения, что параметры, кот. применимы к сфере культуры не достаточны для культурных услуг. Основной параметр, по которому можно классифицировать все культ. услуги –
2.1. по содержанию:
2.1.1.ориентированные на формирование личности, стиля, образа жизни
2.1.2.ориентированные на формирование сообществ
2.1.3.--//- на повышение качества городской или сельской среды
2.1.4.- У., обеспечивающие самопроизводство в сфере к-ры
2.2........ (название параметра неизвестно)
2.2.1.внедрение новых технологий
2.2.2.разработка новых форм деят-ти и взаимодействия
2.2.3.создание экспериментальных площадок и нов. типов культ-х организаций
2.2.4.создание службы мониторинга социальных последствий работы организаций к-ры
2.2.5.создание современных инструментов работы на рынке
2.2.6.модернизация объектов к-ры
2.2.7.культур-й обмен
2.3. .....................( название параметра неизвестно)
2.3.1. У. по оформлению города
2.3.2. услуги по формир-ю городского/сельского ландшафта (распространение очаговой к-ры на данной территории)
2.3.3.Создание коммуникационных площадок для городских сообществ
2.3.4. Создание творческих площадок
2.3.5. реанимация деградировавших объектов к-ры
2.3.6. Создание и размещение культ-х объектов
2.3.7.просвещение через культурную среду
2.3.8.Экспертные услуги.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
Классификатор разработан для решения следующих задач:
развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
повышения эффективности применения средств вычислительной техники;
учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
изучения спроса населения на услуги;
предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;
гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.
Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.
Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.
ХХ Х Х ХХ КЧ
--+-- --+-- --+-- --+-- --+--
Группа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
Подгруппа ¦ ¦ ¦ ¦
------------------------------------+ ¦ ¦ ¦
Вид ¦ ¦ ¦
---------------------------------------------+ ¦ ¦
Услуга ¦ ¦
------------------------------------------------------+ ¦
Контрольное число ¦
---------------------------------------------------------------+
Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему:
Классификатор включает следующие группы:
01 - бытовые услуги;
02 - услуги пассажирского транспорта;
03 - услуги связи;
04 - жилищно-коммунальные услуги;
05 - услуги учреждений культуры;
06 - туристские и экскурсионные услуги;
07 - услуги физической культуры и спорта;
08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
09 - услуги правового характера;
10 - услуги банков;
11 - услуги в системе образования;
12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 - прочие услуги населению.
Пример обозначения объекта классификации в ОКУН:
015119 3 Химическая чистка мягких игрушек
Новые подходы к организации
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.