Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
Экономика СКС – новая область экономических знаний, ее особенности. Два аспекта деятельности организаций СКС.
Понятие содержательного аспекта, понятие экономического аспекта. Коммерческие и некоммерческие организации СКС. Приоритеты содержательного и экономического аспектов в функционировании СКС на современном этапе.
Развитие мировой цивилизации, новых технологий, электроники и т.д. предполагают увеличение свободного времени человека, а следовательно и развитие СКС, т.е. отраслей экономики, удовлетворяющих потребности человека.
Во всем мире все больше внимания со стороны ученых и менеджеров уделяется производству такого рода услуг. Законы и механизмы развития СКС исследуется разными обастями. Этот процесс требудет экономического осмысления. Так и появилась экономика СКС.
Научные задачи экономики СКС:
проблемы государственной и региональной политики
налогообложения
ценообразования
конкуренции
платежеспособности
предпринимательства и др.
СКС претерпела глубокие изменения:
резко снизилось государственное финансирование,
появились коммерческие предприятия СКС, целью которых является получение прибыли.
В настоящее время развивается рынок услуг, улучшается качество. А развитие или стагнация СКС отражается в целом на интеллектуальном развитии общества.
В связи с изменением социальных потребностей, состав и структура трансформируется, что говорит о ее социальной подвижности.
Появляются новые виды услуг/независимые газеты, журналы.
Легализация некоторых видов бизнеса (игорный бизнес)
Предприятия СКС: предприятия малого и среднего бизнеса.
Деятельность организаций СКС имеет два аспекта: содержательный и экономический.
содержательный экономический
-
обуславливает характер деятельности, смысл которого заключается в сохранении, производстве, распределении и освоении СК ценностей, в ходе чего изменяются отношения между людьми
Возможность удовлетворить потребности населения обусловлена не только спросом на тот или иной продукт, но и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами предприятий, то есть экономическим аспектом их деятельности.
Данные аспекты лежат в основе деления предприятий СКС на 2 большие группы:
коммерческие
некоммерческие
Коммерческие организации – главной целью является извлечение прибыли, достижение экономического эффекта. Содержательный аспект определяется спросом на конкретную услугу.
Некоммерческие предприятия – преобладание содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации. Предполагает максимальную доступность услуг самым широким слоям населения.
Для каждого предприятия необходимо различать приоритет содержательного или экономического аспектов. Приоритет содержательного (социокультурного) над экономическим возникает у тех предприятий, основное предназначение которых состоит в удовлетворении духовных и эстетических потребностей, сохранении культурного наследия и культуры в целом.
Выполнение этой задачи предполагает максимальную доступность к имеющимся культурным ценностям (посредством введения определенных ограничителей в ценовую политику этих хозяйствующих субъектов) и необходимость сохранения, функционирования и развития этих предприятий независимо от конкретной социокультурной ситуации и спроса на конкретные услуги.
В то же время в социально-культурной сфере функционируют предприятия, для которых экономический приоритет является естественным. При этом их деятельность также базируется на потребностях населения, как правило, в области отдыха и развлечений.
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.