Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
Классификация исполнителей социально-культурных услуг. Типология организационно-правовых форм: коммерческие и некоммерческие ОПФ. Особенности коммерческих ОПФ, наиболее распространённых в социально-культурном сервисе: структура, состав участников, распределение власти и ответственности.
Рассмотрим некоторые группы субъектов правоотношений. Поскольку деятельность изучается с точки зрения будущего специалиста-профессионала, то в первую очередь мы будем изучать основного участника социально-культурной деятельности (в данном случае, туристской) - турфирму-оператора. Необходимо обратить внимание на то, что хозяйствующие субъекты выступают на рынке (или в другой системе экономических отношений) как предприятия, то есть технико-организационно-экономические единицы. Предприятие может совпадать, а может и не совпадать с юридической единицей – субъектом правовых отношений. В тех видах деятельности, в которых преобладают (по экономическим показателям) крупные предприятия (холдинги, концерны, корпорации), они имеют большое число юридических единиц, к тому же различного правового статуса. В социально-культурной деятельности доминируют предприятия малого и микро-бизнеса. За рубежом существуют крупные туристско-гостиничные компании. Например, самая крупная по объемам деятельности туристская компания в мире – германский холдинг TUI имеет годовые обороты в несколько миллиардов евро. В нашей стране к таким показателям не приближается ни одна компания. Как следствие, правовой субъект и предприятие социально-культурного сервиса у нас совпадают, что существенно облегчает нашу задачу.
Правовой статус участника экономической деятельности соответствующим образом юридически оформляется. Главный персонаж хозяйственной деятельности - индивид, человек, гражданин. Именно так - гражданин или физическое лицо он именуется, когда говорят о субъекте правоотношений. Очень часто физическое лицо выступает в правоотношениях как потребитель. Особенности правового статуса потребителя социально-культурных услуг мы будем изучать в рамках данного курса.
Остальные участники хозяйственной деятельности конституируют свою правосубъектность в той или иной организационно-правовой форме (ОПФ). Перечень их дан в Гражданском кодексе РФ. Это – первая и важнейшая правовая характеристика хозяйствующего субъекта, влияющая как на его внутренние, так и на внешние правоотношения. Любое лицо (кроме физического), желающее заняться каким-либо видом хозяйственной деятельности, обязано выбрать одну из указанных в Гражданском кодексе организационно-правовых форм. Разумеется, это требование актуально для тех, кто хочет вести свою деятельность легально, то есть законно.
Все организационно-правовые формы делятся на два больших типа в зависимости от главной цели деятельности лица (организации): коммерческие и некоммерческие. Первые создаются и функционируют с целью систематического извлечения прибыли. Вторые - такой цели не преследуют. Использование некоммерческих ОПФ для коммерческой деятельности является нарушением закона.
Классификация хозяйствующих субъектов СКС Т
Организационно-правовые формы:
Коммерческие хозяйственные общества:
ООО(учрежденное одним или несколькими юридическими и/или
физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества)
Общество с дополнит.ответсв.( Учрежденное одним или несколькими
лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества),
ОАО(Акционеры открытого общества могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено»)
ЗАО(форма организации публичной компании- общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). Основные отличия между Закрытым Акционерным Обществом (ЗАО) и Открытым Акционерным Обществом (ОАО): Число акционеров: - для ЗАО не более 50,если превысит. - для ЗАО среди учредителей либо заранее определенного круга лиц;- для ОАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка). Уставный капитал: для ЗАО от 10 000 рублей;- для ОАО от 100 000 рублей.
Хозяйственные товарищества:
Простые товарищества(Под простыми товариществами понимаются
хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) —коммерческая
организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты.
Производственные кооперативы: (созданная путём добровольного
объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, ИП(ПБОЮЛ) физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Унитарные предприятия:
Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное
унитарное предприятие , Федеральное государственное унитарное предприятие— коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество..Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Некоммерческие Учреждения: признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Виды: В зависимости от собственника выделяют: Государственные учреждения. Муниципальные учреждения. Частные учреждения Общ.организации:
Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.
Ассоциация — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц. Общественный фонд —представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Способность лица быть субъектом правовых отношений, то есть иметь возможность пользоваться своими правами и выполнять обязанности (обязательства), характеризуется понятием правосубъектность. В отношении частных лиц (к ним относятся как граждане, так и организации) действует правовой принцип: они могут делать все, что не запрещено законом или иными нормативно-правовыми актами. Действия властных органов (и представляющих их должностных лиц) ограничиваются другим принципом: они могут делать только то, что им разрешено законом. Поэтому наибольшим объемом правосубъектности (общей или генеральной) обладают только граждане (физические лица).
Другие категории субъектов правоотношений являются носителями специальных видов правосубъектности. Например, финансовые операции определенного вида могут осуществлять только уполномоченные финансово-кредитные организации. Осуществлять медицинское страхование могут только специализированнные страховые организации.
А вот человек может совершать почти все действия. Именно почти: как гражданин (физическое лицо) он не может легально заниматься предпринимательской деятельностью. Для этого ему необходимо сменить правовой статус (лицо). Он может выбрать любую коммерческую ОПФ. В том числе, стать индивидуальным предпринимателем (ПБОЮЛ).
Надо помнить, что даже если индивидуальный предприниматель работает совершенно один, в правовом смысле он не тождественен физическому лицу. Это два разных лица, два разных правовых статуса!
Правосубъектность физического лица состоит из 3 элементов:
Правоспособности дееспособности деликтоспособности.
Правоспособность – неотъемлемый элемент правосубъектности. Ею обладает любое лицо или субъект правоотношений. Объект правоотношений не имеет правосубъектности. В Древнем Риме рабы не были субъектами права. Следовательно, они не были и правоспособны.
Правоспособность – не индивидуальная, а родовая характеристика участника правоотношения. Например, все граждане РФ с момента рождения обладают одинаковой по содержанию и объему правоспособностью.
Дееспособность уже более индивидуализированная характеристика (условно её можно назвать групповой). Одинаковой дееспособностью обладают уже группы граждан России, например, в зависимости от их возраста.
Еще более индивидуализирована деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за последствия своих действий. Ее наличие зависит не только от индивидуальных характеристик участника правоотношений, подобно дееспособности, но и от обстоятельств (условий, в том числе и фактических) конкретного правоотношения. Это значит, что при определенных обстоятельствах лицо может быть освобождено от юридической ответственности. У юридического лица дееспособность и деликтоспособность совпадают с правоспособностью.
В уголовном, так называемом «материальном» праве дееспособность сводится к деликтоспособности.
Правоспособность возникает у лица с началом его юридического существования: у физического – с момента рождения, у юридического – с момента его государственной регистрации. В действительности, определить время легального возникновения лица довольно сложно. Момент физического рождения (так же как и смерти) для человека не совпадает со временем начала его существования в качестве субъекта права. Акт рождения нужно еще зафиксировать определенными юридическими действиями. Они определяются как регистрация рождения. Между ними, естественно, существует некоторый временной промежуток, что приводит к негативным последствиям. Применяются юридические процедуры, чтобы свести их к минимуму.
Минусы. При невыполнении им некоторых, как бы «отложенных» условий регистрации, уже выданное регистрационное свидетельство может быть аннулировано. Таким образом, данный субъект прекращает свое юридическое существование. А если это турфирма, и она уже собрала деньги на осуществление тура у большого числа людей? Чтобы разрешить эту непростую конфликтную ситуацию также используются довольно сложные правовые механизмы, например, юридические фикции.
Правоспособность появляется у лица всегда в полном объеме. Дееспособность физического лица является показателем сознательности (разумности) человека с точки зрения его участия в правовой жизни и определяется его интеллектуальными психическими и физическими возможностями в оценке последствий своих действий. Предполагается (презюмируется, говоря юридическим языком), что полноценным участником правовых отношений может быть сознательное, разумное существо. А универсальным критерием «разумности» выступает биологический возраст человека. Это довольно неопределенный, нестрогий критерий. В разных правовых системах границы гражданского, уголовного, политического «совершеннолетия» колеблются в довольно широких пределах. И это – естественное следствие его условности. Чтобы уменьшить негативные последствия неопределенности критерия, его дополняют некоторыми «индивидуализирующими» средствами. В отдельных случаях человек может быть признан полностью или частично недееспособным. Например, по причине некоторых психических заболеваний или стойкой алкогольной или наркотической зависимости. Но решить это может только суд. И как только исчезают основания для ограничения дееспособности лица, ее восстанавливают в полном объеме.
Возникает вопрос: если физическое лицо признано полностью или частично недееспособным, то как оно может реализовать свою правоспособность? Когда лицо недееспособно, его правоспособность существует в полном объеме. Но реализуют ее другие лица: опекуны, попечители, родители. В таком качестве может выступать и государство, и общественные и религиозные организации, и фонды.
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.