logo
Ответы на ГАК

Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.

Основные этапы развития понятия «социально-культурная деятельность» в России. Анализ понятий «культурно-досуговая деятельность» и «социально-культурная деятельность». Цели, содержание и функции социально-культурной деятельности. Особенности СКД. Направления и виды социально-культурной деятельности в зависимости от функций. Связь этого понятия с социально-культурным сервисом.

Понятие СКД появилось в середине 90 гг. 20 в.

1917-1920гг. – понятие близкое по смыслу к внешкольному образованию.

В 20-70 гг. СКД называлось политико-просветительской работой.

В 70-90 гг. – культурно-просветительская работа.

Начало 90-середина 90гг. – культурно-досуговая деятельность.

Эволюция этих понятий происходила таким образом, что вся досуговая работа сначала была политизирована и идеологизированна, а с середины 90 гг. становится свободной от партийного воздействия и потому приобретает гуманистический характер.

СКД – это деятельность, направленная на создание условий для полной самореализации личности человека, для всестороннего развития личности и группы в сфере досуга.

КДД как термин сегодня имеем расхождения на ряду с понятием СКД, и в узком смысле он является составной частью СКД. КДД помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами и методами: через искусство, фольклор, игры, праздники, обряды и современные технологии досуга.

КПР также является частью СКД, она направлена на решение задач приобщения людей к ценностям культуры средствами просвещения и вербальной коммуникации.

СКД характеризуется следующими особенностями:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и личной мотивацией

-характеризуется разнообразием видов и форм

РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музеи, библиотеки, клубы, дома творчества и т.п.)

Функции СКД:

  1. Развивающая (музыкальные школы, детские художественные школы, филармонии, театры, галереи, музеи)

  2. Информационно-просветительская (музеи, турфирмы)

  3. Культурно-творческая

  4. Рекреационно-оздоровительная

  5. Социализирующая и инкультурирующая

  6. Коммуникативная

В СКД входят:

Производство культурных ценностей и благ

Продвижение и (или) распространение этих продуктов

Организация СК услуг как посреднических между творческими, креативными организациями и потребителями.

Процесс освоения: прямое (без посредников: пошел в театр, прочитал книгу); опосредованное (гид, переводчик)

Современная культура рождает множество культурных ценностей, освоение которых требует участие посредников и посреднических акций, которые помогают лучше освоить КЦ.

В каждом из направлений и видов СКД на первое место будет выходить своя функция, в соответствии с которой будет задаваться конкретная форма досуга. Например, если в организации детского досуга на первое место ставится развивающая функция, то и формами такого досуга могут быть развивающие игры, олимпиады, спортивные и прочие соревнования, конкурсы.

СКД – это деятельность, направленная на создание условий для полной самореализации личности человека, для его развития (всестороннего) личности и группы в сфере досуга. В СКД входят:

Функции СКД: 1. Развивающая 2. Информационно просветительская 3. Творческая 4. Рекреационно-оздоровительная 5. Коммуникационная 6. Развлекательная

1) В дореволюционную пору доминирующим направлением в содержании культурного досуга можно считать просвещение. Многие формы культурной деятельности, родившиеся до 1917 г., дошли до наших дней: массовые праздники, торжественные приемы, балы и карнавалы, народные гуляния, лекции, кинопросмотры, концерты и спектакли. Так что эре внешкольного образования, а длилась она вплоть до 1920 г., наши современники обязаны многим. 2) В советское время доминантой социально организованного досуга становится политика. Пришедшие к власти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свободного времени. формы: инсценированный доклад, политбой, агитсуд, а позднее - живая газета, синяя блуза, ТРАМы и т.п. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников "культурного фронта" появились бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности городских и сельских жителей. 3)Третий этап - самый продолжительный. В отечественной истории он рассматривается как эпоха строительства коммунистического общества. В безобидном с виду названии "культурно-просветительная работа", определявшем миссию работников культуры вплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно декларируемый принцип коммунистической идейности и партийности. А поскольку партийность эту надлежало иметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либо мероприятия, а идейность должна была буквально пронизывать. Употребление значительный спектр разнообразных организационно-методических форм досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные "недели", "декады", "месячники", разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п. 4) Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности . Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Досуг можно разделить по различным критериям: 1. По содержанию: познавательный; развлекательный; информационный; рекреационный 2. По времени: кратковременный (митинг); периодический(день первокурсника); систематический(декада дней Китая в России); 3. По направлению контактов: непосредственный(футбол вживую); опосредованный(по телевизору); 4. По характеру досуга: пассивный(ничегонеделанье); активный(активный отдых, который воспроизводит силы чел. с превышением исходного уровня, он требует волевых усилий и подготовки – спорт, туризм). Формы:

1) спортивные мероприятия,

2) кружки (юный техник, танцевальный, театральный),

3) Любительское

Профили любительских объединений: • Общественно политические клубы • Клуб ветеранов войны и труда • Клуб краеведов • Клуб собаководов • поисковые клубы • Клуб любителей песни • Клуб любителей музыки • Школа творческой молодежи • Клуб любителей театра • Кинолюбительство 4)Тематические недели (неделя детской книги, неделя музыки, театральная неделя)