Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
Основные этапы развития понятия «социально-культурная деятельность» в России. Анализ понятий «культурно-досуговая деятельность» и «социально-культурная деятельность». Цели, содержание и функции социально-культурной деятельности. Особенности СКД. Направления и виды социально-культурной деятельности в зависимости от функций. Связь этого понятия с социально-культурным сервисом.
Понятие СКД появилось в середине 90 гг. 20 в.
1917-1920гг. – понятие близкое по смыслу к внешкольному образованию.
В 20-70 гг. СКД называлось политико-просветительской работой.
В 70-90 гг. – культурно-просветительская работа.
Начало 90-середина 90гг. – культурно-досуговая деятельность.
Эволюция этих понятий происходила таким образом, что вся досуговая работа сначала была политизирована и идеологизированна, а с середины 90 гг. становится свободной от партийного воздействия и потому приобретает гуманистический характер.
СКД – это деятельность, направленная на создание условий для полной самореализации личности человека, для всестороннего развития личности и группы в сфере досуга.
КДД как термин сегодня имеем расхождения на ряду с понятием СКД, и в узком смысле он является составной частью СКД. КДД помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами и методами: через искусство, фольклор, игры, праздники, обряды и современные технологии досуга.
КПР также является частью СКД, она направлена на решение задач приобщения людей к ценностям культуры средствами просвещения и вербальной коммуникации.
СКД характеризуется следующими особенностями:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и личной мотивацией
-характеризуется разнообразием видов и форм
РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музеи, библиотеки, клубы, дома творчества и т.п.)
Функции СКД:
Развивающая (музыкальные школы, детские художественные школы, филармонии, театры, галереи, музеи)
Информационно-просветительская (музеи, турфирмы)
Культурно-творческая
Рекреационно-оздоровительная
Социализирующая и инкультурирующая
Коммуникативная
В СКД входят:
Производство культурных ценностей и благ
Продвижение и (или) распространение этих продуктов
Организация СК услуг как посреднических между творческими, креативными организациями и потребителями.
Процесс освоения: прямое (без посредников: пошел в театр, прочитал книгу); опосредованное (гид, переводчик)
Современная культура рождает множество культурных ценностей, освоение которых требует участие посредников и посреднических акций, которые помогают лучше освоить КЦ.
В каждом из направлений и видов СКД на первое место будет выходить своя функция, в соответствии с которой будет задаваться конкретная форма досуга. Например, если в организации детского досуга на первое место ставится развивающая функция, то и формами такого досуга могут быть развивающие игры, олимпиады, спортивные и прочие соревнования, конкурсы.
СКД – это деятельность, направленная на создание условий для полной самореализации личности человека, для его развития (всестороннего) личности и группы в сфере досуга. В СКД входят:
производство культурного продукта (КП);
продвижение или распространение КП;
Организация социально-культурный услуг, как посредничества между
потребителем и творческой организацией; процесс освоения.
Освоение бывает прямое (без посредника) и опосредованное (требуется посредник).
Функции СКД: 1. Развивающая 2. Информационно просветительская 3. Творческая 4. Рекреационно-оздоровительная 5. Коммуникационная 6. Развлекательная
1) В дореволюционную пору доминирующим направлением в содержании культурного досуга можно считать просвещение. Многие формы культурной деятельности, родившиеся до 1917 г., дошли до наших дней: массовые праздники, торжественные приемы, балы и карнавалы, народные гуляния, лекции, кинопросмотры, концерты и спектакли. Так что эре внешкольного образования, а длилась она вплоть до 1920 г., наши современники обязаны многим. 2) В советское время доминантой социально организованного досуга становится политика. Пришедшие к власти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свободного времени. формы: инсценированный доклад, политбой, агитсуд, а позднее - живая газета, синяя блуза, ТРАМы и т.п. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников "культурного фронта" появились бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности городских и сельских жителей. 3)Третий этап - самый продолжительный. В отечественной истории он рассматривается как эпоха строительства коммунистического общества. В безобидном с виду названии "культурно-просветительная работа", определявшем миссию работников культуры вплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно декларируемый принцип коммунистической идейности и партийности. А поскольку партийность эту надлежало иметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либо мероприятия, а идейность должна была буквально пронизывать. Употребление значительный спектр разнообразных организационно-методических форм досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные "недели", "декады", "месячники", разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п. 4) Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности . Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Досуг можно разделить по различным критериям: 1. По содержанию: познавательный; развлекательный; информационный; рекреационный 2. По времени: кратковременный (митинг); периодический(день первокурсника); систематический(декада дней Китая в России); 3. По направлению контактов: непосредственный(футбол вживую); опосредованный(по телевизору); 4. По характеру досуга: пассивный(ничегонеделанье); активный(активный отдых, который воспроизводит силы чел. с превышением исходного уровня, он требует волевых усилий и подготовки – спорт, туризм). Формы:
1) спортивные мероприятия,
2) кружки (юный техник, танцевальный, театральный),
3) Любительское
Профили любительских объединений: • Общественно политические клубы • Клуб ветеранов войны и труда • Клуб краеведов • Клуб собаководов • поисковые клубы • Клуб любителей песни • Клуб любителей музыки • Школа творческой молодежи • Клуб любителей театра • Кинолюбительство 4)Тематические недели (неделя детской книги, неделя музыки, театральная неделя)
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.