Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
Понятия досуг, свободное время: их смысловые различия. Соотношение этих понятий. Досуг и рекреация: что общего. Отечественные и зарубежные теории досуга. Структура досуга по различным критериям. Отдых, активный и пассивные формы досуга. Современное состояние досуга в России.
Досуг – это относительно самостоятельная деятельность, которая проявляется в исполнении ролей в экономически свободное время, рассматриваемое его участниками, как ожидание приятного его проведения, и который включает широкий спектр занятости им и его насыщенности, создавая возможность для рекреации, совершенствования и оказания услуг другим людям.
Досуг – это деятельность, направленная на реализацию культурных, творческих потребностей, потребностей в саморазвитии, самореализации личности и группы в свободное от работы/учебы время, от естественных (биологических потребностей), бытовых нужд.
Досуг – это добровольная деятельность, на основе свободного выбора. Свободное время не есть досуг.
Синонимы: otiom (Древний Рим, все, что направленно на хозяйственную выгоду), shole (Древняя Греция, серьезный досуг без давления, принуждения, необходимости, в английском варианте досуг соединен с образованием); leisure (быть свободным). В русской традиции слово досуг от глагола «досягать», что закладывает в досуг процесс саморазвития. Современный досуг разделяется на 4 группы:
1. Созерцание, как состояние ума и души, которое связано с высоким уровнем культуры и интеллекта (кино, театр, медитация)
2. деятельность, свободная от работы, самореализация
3. свободное время, время выбора (не обязанность)
4. Совокупность всех трех предыдущих в определенных временных границах. Западные концепции досуга.
Рядом с досугом имеется два понятия:
рекреация, оздоровление, восстановление физ/псих здоровья.
развлечения (коммерческие развлекательные формы досуга, клубы, тематические парки, игровая индустрия, шоу – бизнес: цирк, эстрада, киноиндустрия, тотализаторы, массовые зрелищные мероприятия + производство товаров и сувениров).
Западные теоретики выделяют три уровня:
Домашний (16 % так проводят время)
Креативный (творчество, но не для широкой аудитории)
Экстериориазационный (творчество во вне)
Предполагается наличие культуры досуга. Человек должен обладать достаточным знанием, умением использовать свои ресурсы, находить адекватную форму самовыражения и проводить свободное время с целью самопознания/саморазвития. Современный досуг разделяется на 4 группы:
1. Созерцание, как состояние ума и души, которое связано с высоким уровнем культуры и интеллекта (кино, театр, медитация)
2. деятельность, свободная от работы, самореализация
3. свободное время, время выбора (не обязанность)
4. Совокупность всех трех предыдущих в определенный временных границах.
-
Содержание
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.