logo
Ответы на ГАК

Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.

Понятие социокультурного пространства личности. Место досуга в социокультурном пространстве. Социализация и инкультурация – процессы, формирующие досуговые потребности личности. Роль досугового общения. Основные характеристики детского, юношеского и молодежного досуга.

Социокультурное пространство (СКП) формируется постепенно, с самого раннего детства, прежде всего с формирования досуговых интересов.

СКП отражает наши возможности и способности.

Под СКП понимает результат социализации и инкультурации.

Индивидуализированная часть СКП формируется:

СКП – это та часть/поле мира, освоенное субъектом, которая так или иначе связана с приобщением человека к социуму и культуре. Процесс приобщения человека к обществу – социализация. Процесс вхождения в культуру – инкультурация.

Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности. Личность подростка находится в процессе социализации, под влиянием множества факторов (особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему – либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка, неформальное окружение, компания, школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых в школе и т.п.). С одной стороны государство и общественные институты влияют на личность подростка, формируя ее ценностные ориентиры, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития ребенка в свободное время. Важным элементов в развитии личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, взглядов, интересов, составляющих основу ценностных ориентиров, установок. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. И от того, направлена ли деятельность ребребенка на духовное или физическое развитие зависит преобладание пассивного/разрушающего отдыха или развитие личности.

(по сценарию еще должна быть страшная табличка)

Особенности молодежного досуга.

Молодежь стремиться ко всему новому. Особенностью явл. среда в которой М. проводит досуг - в основном среди молодых людей.

Основные формы молодежного досуга связаны

1) с игровыми технологиями. Сегодня в число самых популярных игр включ. спортивные, компьютерные, ролевые

2) стремление к психологическому комфорту в общении и приобретение определ. навыков общения с людьми. Это удовлетворяет потребности в эмоциональном контакте и сопереживании, получении инф-ции в объединении усилий для совместных действий

3)Эмоциональная окрашенность досуга

4) техническая оснащенность

За 100 лет молодежный досуг изменился очень сильно, тем не менее, для студенческой молодежи самым важным и значимым времяпрепровождением остается общение (сегодня — часто через Интернет). На втором по значимости месте было чтение — и сегодня оно не сильно сдало позиции. Остальные развлечения тоже похожи. Правда, игра в карты не так популярна, как раньше, но сейчас существует масса куда более азартных и интеллектуальных компьютерных игр. В остальном — без изменений: книги, музеи, выставки. Правда, театр нынче вытеснили походы в кино или просмотры видеофильмов.

Две трети (66%) современных студентов университета занимаются спортом.

Интерес к спиртным напиткам остается на удивление стабильным. И тогда, и сейчас не прочь выпить 65% студентов. Но сто лет назад молодые люди раньше приобщались к алкоголю — многие под влиянием обстановки в средней школе, особенно же способствовала этому семинарская среда. В начале ХХ века каждый третий студент предпочитал водку. Сегодня любителей «чего покрепче» в два раза меньше, и с 19 до 29% выросла доля тех, кто никогда не брал в рот спиртного.