logo
Ответы на ГАК

Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.

Современная «цивилизация» досуга: ее отличительные черты. «Гедонизм» как основная потребность в современном досуге. Понятие развлечения. Виды развлечений. Структура индустрии развлечений. Культурно-развлекательные и торгово-развлекательные центры. Клубные формы организации современного досуга. Типология клубов. Современные тематические парки.

Типы культурных центров.

Весьма сложно классифицировать и типизировать многочисленные многофункциональные культурные центры, существующие во многих странах, в силу специфических особенностей в их организации, программах деятельности, в кадрах и т.д. И все же, если судить об их работе с точки зрения задач, которые ставятся перед ними, качественного уровня и масштаба деятельности, то можно попытаться осуществить это деление следующим образом:

* Культурные центры представительского типа. Например, Дом культуры имени Ивана Цанкара в Любляне (Словения) создавался с амбициозными целями удовлетворять потребности не только жителей Любляны, но и всей Словении. Его программы предназначаются не только для широкой публики, но и для культурной общественности в узком смысле этого слова. Такие культурные центры финансируются чаще всего из государственного бюджета (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду во Франции, Дворец культуры в Софии) или же из средств различных фондов (культурный центр имени Джона Кеннеди в Вашингтоне).

* Городские культурные центры. Культурный центр Белграда и многочисленные центры культуры в городах с населением свыше 50000 жителей (Чачак, Вране Валево). Эти культурные центры в силу развитой сферы творческой деятельности и по масштабу работы могут считаться региональными центрами.

* Общинные культурные центры — наиболее часто встречающаяся у нас модель такого рода учреждений. Европейский совет ввел применительно к таким центрам термин «социокультурные центры».

* Культурные центры в сельской местности (сельские дома, общественные дома - пожарных дружин или кооперативов и т.д.).

* Культурные центры в рабочей среде (компании «Рено» во Франции).

* Студенческие и молодежные культурные центры. Отличаются от предыдущих не только публикой, но и, прежде всего, своими программами. Содержание их работы ориентируется на культурное творчество молодежи или на те направления в культуре, которые по своему содержанию близки молодежи. Зачастую действуют как открытые площадки для инновационных проектов.

* Специализированные культурные центры:

- для людей с физическими или умственными недостатками («Creativity Explored» в Сан-Франциско, «Creative Growth» в Окленде, «Creativity unlimited» в Сан-Хосе, Институт искусства в Ричмонде и т.д.);

- для туристов (в туристических комплексах);

- для этнических групп (для рабочих—мигрантов).

Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие «непроизводственной сферы», где сосредоточивается огромный рыночный потенциал. Таким образом, наметилась общемировая тенденция – при увеличении темпа общественных перемен культура перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания, так как именно культура представляет такой социальный институт, который сохраняет культурное наследие, создает новые культурные продукты, распространяет их через деятельность целой сети культурных учреждений, доводя до потребителей в виде культурных услуг. А культурные услуги потребляются, как известно, в свободное время, как принято говорить, – «на досуге».

Отсюда ясно, что в современном пространстве досуга изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать.

В современном мире люди испытывают постоянные стрессы, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому учреждения культуры должны дать им возможность отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то «играючи».

«Общение с прекрасным» должно радовать людей, давать им позитивные эмоциональные переживания и новые впечатления. Сегодня главное в досуге – раскрепощение творческой энергии, никто не хочет быть в роли «пассивного просвещаемого».