Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
Современная «цивилизация» досуга: ее отличительные черты. «Гедонизм» как основная потребность в современном досуге. Понятие развлечения. Виды развлечений. Структура индустрии развлечений. Культурно-развлекательные и торгово-развлекательные центры. Клубные формы организации современного досуга. Типология клубов. Современные тематические парки.
Типы культурных центров.
Весьма сложно классифицировать и типизировать многочисленные многофункциональные культурные центры, существующие во многих странах, в силу специфических особенностей в их организации, программах деятельности, в кадрах и т.д. И все же, если судить об их работе с точки зрения задач, которые ставятся перед ними, качественного уровня и масштаба деятельности, то можно попытаться осуществить это деление следующим образом:
* Культурные центры представительского типа. Например, Дом культуры имени Ивана Цанкара в Любляне (Словения) создавался с амбициозными целями удовлетворять потребности не только жителей Любляны, но и всей Словении. Его программы предназначаются не только для широкой публики, но и для культурной общественности в узком смысле этого слова. Такие культурные центры финансируются чаще всего из государственного бюджета (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду во Франции, Дворец культуры в Софии) или же из средств различных фондов (культурный центр имени Джона Кеннеди в Вашингтоне).
* Городские культурные центры. Культурный центр Белграда и многочисленные центры культуры в городах с населением свыше 50000 жителей (Чачак, Вране Валево). Эти культурные центры в силу развитой сферы творческой деятельности и по масштабу работы могут считаться региональными центрами.
* Общинные культурные центры — наиболее часто встречающаяся у нас модель такого рода учреждений. Европейский совет ввел применительно к таким центрам термин «социокультурные центры».
* Культурные центры в сельской местности (сельские дома, общественные дома - пожарных дружин или кооперативов и т.д.).
* Культурные центры в рабочей среде (компании «Рено» во Франции).
* Студенческие и молодежные культурные центры. Отличаются от предыдущих не только публикой, но и, прежде всего, своими программами. Содержание их работы ориентируется на культурное творчество молодежи или на те направления в культуре, которые по своему содержанию близки молодежи. Зачастую действуют как открытые площадки для инновационных проектов.
* Специализированные культурные центры:
- для людей с физическими или умственными недостатками («Creativity Explored» в Сан-Франциско, «Creative Growth» в Окленде, «Creativity unlimited» в Сан-Хосе, Институт искусства в Ричмонде и т.д.);
- для туристов (в туристических комплексах);
- для этнических групп (для рабочих—мигрантов).
Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие «непроизводственной сферы», где сосредоточивается огромный рыночный потенциал. Таким образом, наметилась общемировая тенденция – при увеличении темпа общественных перемен культура перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания, так как именно культура представляет такой социальный институт, который сохраняет культурное наследие, создает новые культурные продукты, распространяет их через деятельность целой сети культурных учреждений, доводя до потребителей в виде культурных услуг. А культурные услуги потребляются, как известно, в свободное время, как принято говорить, – «на досуге».
Отсюда ясно, что в современном пространстве досуга изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать.
В современном мире люди испытывают постоянные стрессы, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому учреждения культуры должны дать им возможность отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то «играючи».
«Общение с прекрасным» должно радовать людей, давать им позитивные эмоциональные переживания и новые впечатления. Сегодня главное в досуге – раскрепощение творческой энергии, никто не хочет быть в роли «пассивного просвещаемого».
- Понятие и значение миссии для организации скСиТ. Понятие и виды целей. Схема процесса формирования целей. Правила построения «дерева целей»
- Планирование деятельности организации скСиТ. Понятие и виды планирования. Стратегии развития организации скСиТ.(!)
- Концепции развития организации скс и т. Жизненный цикл инновации: понятие и характеристика основных этапов. Управление технологическими разрывами.
- Стратегия развития организации скс и т. Виды инновационных стратегий, разрабатываемых в организациях скс и т.
- Диагностика и совершенствование деятельности организаций скСиТ. Необходимость и цель диагноза. Методы диагностики проблем и генерирования идей. (!)
- Сущность бизнес - планирования. Место бизнес – планирования в современных экономических процессах.
- Структура бизнес – плана. Основные разделы бизнес-плана. Особенности бизнес – планирования в скс и т.
- Природа и характер экономических отношений в социально-культурной сфере. Содержательный и экономический аспекты функционирования социально-культурной сферы.
- Цены и ценовая политика на предприятиях и в организациях социально-культурной сферы. Себестоимость услуг.
- Предпринимательство в сфере и туризме.
- Правовой статус субъектов социально-культурного сервиса и туризма
- Органы государственного регулирования социально-культурного сервиса и туризма
- Проанализировав данную таблицу, можно заметить, что специализированных судебных органов в сфере социально-культурной деятельности нет.
- Использование договоров в правовом обеспечении социально-культурной деятельности
- Нормативно-правовая база социально-культурной деятельности
- Правовые способы разрешения конфликтов в социально-культурной деятельности
- 16. Определения понятий «сервис» и «сервисная деятельность». Их функциональная направленность.
- 17. Организация процесса обслуживания клиентов.
- 18. Формы обслуживания клиентов.
- 20. Комфорт как важный фактор формирования качественного сервисного продукта.
- Понятие «социально-культурная деятельность» и его сущность. Изменение содержания понятия в историческом аспекте. Функции социально-культурной деятельности и ее основные направления.
- Досуг, рекреация и свободное время: сравнительный анализ понятий. Теории досуга. Структура досуга.
- Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Концепции современного досуга. Индустрия развлечений.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Социально-культурный сервис как вид социально-культурной деятельности. Основные направления социально-культурного сервиса.
- Специфика культурных услуг. Классификации культурных услуг.
- Культура как ресурс регионального развитии. Карта социально-культурных услуг в г. Новосибирске.
- Классификации учреждений социально-культурной сферы. Деятельность коммерческих, государственных и негосударственных организаций в сфере культуры и досуга и технологии.
- Социокультурные технологии: понятие, содержание и виды. Особенности культурно-досуговых технологий.
- Проектная технология. Виды культурных проектов и программ.
- Социокультурное проектирование
- Социальный маркетинг, его специфика и технологии работы с культурными потребителями.
- Взаимосвязь культуры и туризма. Подходы к определению культурного туризма. Уровни культурного туризма.
- Понятие уит (уникальные историко-культурные территории). Характеристика уникальных историко-культурных территорий России.
- Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Свойства и разновидности культурных ландшафтов.
- Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
- Стендист выставки: профессиональные требования, функции и содержание деятельности.
- Выставочный сервис. Технологии подготовки и проведения выставки.